Один блогер, горой стоящий за православие, поместил фотографию вдребезги избитого человека, который был связан с известным хулиганским движением Femen, говоря, что «христианство – это не толстовство», и подразумевая, что того избили некие ревнители благочестия, и благочестиво поступили.
И вот когда люди радостно перепощивают фотографии зверски избитого человека с комментариями «так ему и надо, а кто избил – молодцы», или горячо одобряют метание камней в развратников, это не просто симптом непонимания заповедей Божиих
Я не знаю, кто избил – и просто предположил бы, что избитый молодой человек, скорее всего, нарушил какие-то свои финансовые обязательства. Или не разобрался, где чья фемина. Обычно случаются обычные вещи – тем более обычные для определенной социальной среды. Желаю правоохранительным органам Украины разобраться во всем этом и наказать преступников.
Но я не первый раз в интернете обнаруживаю оправдание жестокого насилия как якобы чего-то сообразного православию, которое «не толстовство». Попытки обратить внимание на заповедь «не убий» ни к чему не приводят – мол, ведь воин, который сражается с фашистами, не нарушает заповедь – вот и мы... Попытки объяснить разницу между воином, который сражается по приказу государственной власти с вооруженным агрессором, и гопниками, которые по своей прихоти избивают безоружного человека, кончаются обычно ничем.
Я не сразу смог сформулировать, в чем тут проблема, пока не вспомнил слова пророка: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26, 27).
Что это за каменное сердце, которое Бог обещает забрать у людей? Мы примерно знаем это – сердце, неспособное к любви, вере, состраданию, надежде... Это можно понять, обратив внимание на людей, которые отличаются несколько более каменным сердцем, чем в среднем по стране – обычно они пребывают в тюрьмах и составляют самую опасную категорию заключенных. Судебные психиатры называют их «социопатами», то есть усматривают у них личностное расстройство, которое проявляется, в частности, в особого рода эмоциональной тупости.
Обычный человек испытает тягостное, неприятное беспокойство, когда он поступает против совести; социопат, хотя и понимает на уровне сознания, что делает нечто запретное, на уровне эмоций не ощущает никакого неудобства. Обычные люди склонны ужасаться чужим страданиям – вид размозженного человеческого лица вызовет у них, скорее всего, скорбь и жалость. Социопаты же совершенно не переживают из-за страданий и горя, которые они причинили другим людям – жертвам своих преступлений или своим близким. Они полностью понимают аморальный и противоправный характер своих действий – поэтому закон считает их виновными – но это их совершенно не удручает.
Но это проблема не только преступников, которые получают сроки огромные за тяжкие преступления; это в большей или меньшей степени проблема всех нас. Люди часто делают жуткие, ужасные дела и не понимают – а что такого-то? Ну что такого ужасного, все так делают, в чем проблема-то?
И вот Святой Дух дает человеку новое сердце, сердце плотяное, которое способно скорбеть о беззаконии (прежде всего своем) и сострадать другим. Как говорит апостол, «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Возрожденное сердце чувствует чужую боль – и боль, которую мы причиняем Богу своими грехами, и боль, которую мы причиняем ближним. Как сказал святой Исаак Сирин, «И что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу».
Это – сердце, способное прежде всего пожалеть. Такое сердце в некотором отношении уязвимо – на свете полно мошенников с нарисованными ранами и трогательными историями, но если у вас его нет, у вас нет жизни.
И вот когда люди радостно перепощивают фотографии зверски избитого человека с комментариями «так ему и надо, а кто избил – молодцы», или горячо одобряют метание камней в развратников, это не просто симптом непонимания заповедей Божиих. Это симптом еще более тяжелой проблемы – отсутствия сердца плотяного. Сердца, которому просто жалко избитого и страдающего человека – безотносительно к тому, насколько этот человек почтенный и дружелюбный.
Человек с каменным сердцем может быть по-своему религиозен – даже очень религиозен, в Евангелии упоминается много религиозных людей. Но людей ему не жалко; как в той истории из Евангелия от Иоанна (8:5). Почему бы и не побить блудницу камнями, раз Моисей в Законе так и написал? Жалко бедную бабу, которой больно и страшно умирать? А «жалко» – это не та эмоция, которая доступна каменному сердцу. Впрочем, у фарисеев еще было достаточно совести, чтобы признать, что среди них нет безгрешного, имеющего право бросить первый камень. Для нашего времени это еще недосягаемый идеал.
К каменному сердцу трудно подойти с заповедями. Потому что для него заповеди – это набор формальных предписаний, а предписания всегда можно обойти. Если человек на эмоциональном, сердечном уровне не испытает отвращения к идее избить ближнего своего в мясо, ему трудно объяснять, что это, формально говоря, нарушение заповеди «не убий». Закон Божий остается чем-то внешним, навязанным – и человек с радостью ухватывается за какое-нибудь «освяти руку свою ударом», чтобы его отбросить. Если человек на уровне сердца не понимает, что измолачивать образ Божий в кровавую котлету неправильно, проповедовать ему Закон довольно бессмысленно.
Спасение – это когда Бог принимает нас в общение с собою через Иисуса Христа, и когда благодать Святого Духа созидает в нас сердце плотяное – сердце, которое сокрушается о своих грехах и сострадает несчастьям ближнего. Невозможно обрести жизнь вечную, оставаясь при своем каменном сердце. Надо дать Богу заменить его на плотяное – иначе даже самая неумеренная ревность к отеческим преданиям не принесет никакой пользы.
Источник: «Православие и мир»