«Национализация интеллектуальной собственности»

@ с личной страницы vk.com

22 июля 2013, 18:46 Мнение

«Национализация интеллектуальной собственности»

Многие, собственно, дальше рассуждений и не выходят, ограничиваясь лишь теоретизированием о том, зачем платить деньги за то, что может быть доступно каждому и бесплатно. Ну или зачем платить столь большие деньги, ведь чем меньше будет стоимость, тем больше людей купят лицензию.

Илья Смирнов

блоггер

В свете принимаемого закона о пиратстве сейчас многие высказывают свое отношение к проблеме распространения интеллектуальной собственности. Чаще всего эти разговоры сводятся к двум тезисам, вокруг которых и идет все дальнейшее обсуждение.

Государство создает государственный, для простоты понимания, торрент-трекер, на котором каждый человек получит свободный, бесплатный доступ к общенациональной интеллектуальной собственности

Первый тезис – интеллектуальная собственность не имеет физического выражения, благодаря чему посмотреть фильм или прослушать песню может каждый житель нашей планеты сколько угодно раз. В связи с этим необходимо, чтобы интеллектуальная собственность была общедоступной и бесплатной, в противном случае пиратства не избежать.

Второй тезис – на создание интеллектуальной собственности тратятся деньги, и если на написание музыки это деньги не очень большие, как и на написание книги, то на съемку фильма это деньги колоссальные! И вообще, творческой интеллигенции тоже кушать хочется. Не могут же они за бесплатно работать.

Многие, собственно, дальше этих рассуждений и не выходят, ограничиваясь лишь теоретизированием о том, зачем платить деньги за то, что может быть доступно каждому и бесплатно. Ну или зачем платить столь большие деньги, ведь чем меньше будет стоимость, тем больше людей купят лицензию.

Вместо того чтобы заниматься теоретизированием, я предлагаю законченное решение данной проблемы, которое, с моей точки зрения, как минимум устроит нас, обычных юзверов и потребителей интеллектуальной собственности (далее ИС), и при этом не оставит творческую интеллигенцию помирать с голоду на улице. Речь пойдет о программе национализации ИС.

Перед тем как перейти к собственно программе, следует потратить совсем немного времени на изучение исторического опыта.

Итак, в странах развивающегося социализма, например в СССР сталинских времен, интернета не было, поэтому отношения с творческой интеллигенцией в общем и целом носили вполне буржуазный характер. За исключением, может быть, того, что советская цензура более или менее разумно отсекала совсем уж «ужасные творения». В остальном примерно такая же схема, как и везде. Творцы ИС получали гонорары за продажи своих произведений, чем больше продаж, тем больше гонорары. То же самое и с театральными постановками, и с музыкой и так далее. В общем, технологии были не теми, чтобы каким-либо образом качественно преображать систему.

Однако мы можем немного пофантазировать на тему, что было бы с ИС, живи мы по сей день в СССР – в СССР, в котором появились интернет, торренты и т. д. Мне представляется, что советская власть со временем поняла бы необходимость своего вмешательства в эту область и нашла бы способ и вашим, и нашим. Например, создала бы бесплатную государственную цифровую библиотеку, доступную для каждого гражданина, с помощью которой тот мог бы получить доступ к самым популярным произведениям и к тем произведениям, которые уже стали классикой, ну или, по крайней мере, к тем, которым уже стукнуло 10–15 лет и, соответственно, на которых уже практически нереально заработать. Так как эта сфера очень динамичная, и то, что интересно сегодня, через пять лет уже практически никому не надо.

Данная библиотека, скорее всего, состояла бы из двух привычных для интернета частей. Серверная часть и клиентская часть. Сервервная, соответственно, представляла бы из себя что-то вроде государственного торрент-трекера. Клиентская часть – не просто программу а-ля Utorrent, а нечто больше напоминающее Steam. То есть именно своего рода домашнюю цифровую библиотеку.

Отталкиваясь от таких представлений, и будем формировать принципы программы национализации интеллектуальной собственности.

Серверная часть

Первое: государство создает государственный, для простоты понимания, торрент-трекер, на котором каждый человек получит свободный, бесплатный доступ к общенациональной интеллектуальной собственности – классическим произведениям, на котором он может выложить свои произведения для бесплатного скачивания или за деньги. На том же Steam существует система GreenLight, которая является своего рода цензурным фильтром, благодаря которому на этой площадке не продается откровенных помоев, так как их не пропускают сами пользователи площадки.

Когда человек выкладывает тот или иной продукт в систему (например, музыкальная группа записала новый альбом, автор написал новую книгу), он может свободно выложить свою интеллектуальную собственность на этот портал, чтобы пройти три системы фильтрации.

Первый уровень – государственный, государство отсекает от распространения материалы, в которых пропагандируются педофилия, употребление наркотиков, суицид. И если в произведении есть насилие, сексуальные сцены и тому подобное, ставит этому произведению соответствующий возрастной ценз: 12+, 14+, 16+, 18+...

Второй фильтр – это непосредственно фильтр уже из самих граждан, которые решают, допускать или не допускать продукт до площадки.

Важно понимать, что это решение принимают граждане, а не чиновники. Чиновники отсеивают исключительно откровенный криминал, которой не может являться культурным произведением. Для того чтобы люди участвовали в этом отборе, существуют определенные программы, когда, например, за каждый голос гражданин будет получать по рублю на кошелек в системе или будет иметь большие скидки, чем остальные граждане, так как он тратит время на развитие системы, на благо всего общества.

Третий фильтр имеет два уровня. По количеству голосов и по количеству покупок. Предположим, когда интеллектуальный продукт появился в «системе», пусть даже платный и мало кому известный, граждане получают возможность голосовать за этот продукт для включения его в перечень общенационального интеллектуального достояния. Думаю, не имеет смысла привязывать это голосование к определенному количеству голосов.

Должна быть определенная квота, в соответствии с которой за месяц принимается не более, например, 30 произведений одного направления. Выбираются те произведения, которые, соответственно, набрали наибольшее количество голосов за прошедший месяц. Права на эту ИС выкупаются государством у текущего правообладателя в принудительном характере за немаленькие деньги, после чего этот продукт становится общедоступным и бесплатным. Тем же, кто в свое время приобрел этот продукт с помощью государственной системы, возвращаются деньги за его приобретение. И они могут их потратить уже на что-то другое. При этом если продукт не набрал нужное количество голосов, но его именно купили более, предположим, 100 000 человек, этот продукт опять национализируется, а деньги купившим возмещаются в полном объеме. «Голосуй рублем!»

Понятное дело, что государство будет иметь небольшую комиссию за приобретение того или иного продукта, но эта комиссия пойдет не на обслуживание серверов системы, это обслуживание будет происходить исключительно за счет бюджета государства. Комиссия пойдет как раз на национализацию. Хотя на это придется тратить деньги и из бюджета в том числе.

Клиентская часть

Для того чтобы эта система оправдывала свое существование, она как минимум должна быть удобной. А желательно, чтобы при этом у нее не было конкуренции. Поэтому вскоре после запуска данной системы все продажи интеллектуальной собственности на физических носителях должны быть ликвидированы – в принципе, вообще, за ненадобностью.

источник: http://lenin-kerrigan.livejournal.com/572092.html

Источник: http://lenin-kerrigan.livejournal.com/572092.html

Сам клиент должен иметь возможность устанавливаться на любое устройство, у которого есть доступ к сети. Компьютер, планшет, телефон, электронная книжка и так далее, дабы была возможность скачивать игры и фильмы на компьютер, книги, аудиокниги, музыку на планшет или mp3-плеер. Сам по себе клиент – это библиотека, привязанная, грубо говоря, к вашему паспорту, в которой идет перечень того, к какой ИС вы имеете доступ. То есть когда вы открываете программу, она представляет из себя каталог, разбитый на типы (книги, аудиокниги, фильмы, видеоигры, музыка, музыкальные видео и т. д.) и жанры (романы, триллеры, комедии, стратегии, РПГ, рок, джаз), в качестве наглядности скриншот из моего steam-аккаунта.

В левой части, серым – продукты, которые я могу использовать, белым – продукты, скачанные и готовые к использованию, сверху справа – остаток на моем кошельке и ссылка на профиль, по центру – страница самого продукта, последние новости, связанные с продуктом... Вверху – возможность переключиться на «магазин», в котором можно купить новые продукты. Отличия от того, что я предлагаю, в том, что в «Стиме» нет «национализированных продуктов», там, по сути, все платное, за исключением, может, тех продуктов, которые сами по себе бесплатны, но имеют встроенные покупки, например Dota 2.

Соответственно, в рассматриваемой системе будут те вещи, которые национализированы и бесплатны, и те, которые обществом не восприняты как «выдающиеся произведения», а потому платны. Так что, если вы хотите читать, смотреть, слушать, играть, использовать говно, простите, не признанный обществом продукт, извольте за него заплатить.

Таким образом, самые популярные произведения будут общедоступными и бесплатными для любого гражданина. Любители специфики все равно получат желаемое, а творческая интеллигенция не только не будет голодать, но и получит удобный способ для реализации и продвижения своих произведений.

Государство же получит массу пользы в виде уничтожения таких паразитических буржуазных элементов, как «издательства» и торговля интеллектуальной собственностью, что позволит задействовать большее количество людей в секторе реального производства, при этом пиратство в таком государстве будет практически сведено к нулю. Ну а мы, обычные граждане, получим возможность удобного доступа к интеллектуальной продукции: как бесплатный доступ ко всеми любимым произведениям и классике, так и платный удобный доступ к чему-то особенному.

Источник: Блог Ильи Смирнова

..............