«Подружиться с саудитами»

@ из личного архива

6 ноября 2013, 08:16 Мнение

«Подружиться с саудитами»

У некоторых аналитиков возникли надежды сделать Россию главным стратегическим партнером саудитов, вытеснив с этой позиции США. При внешней привлекательности подобных построений этот корабль вряд ли сможет пройти через очевидные рифы.

Сергей Кизима

доктор политических наук

Одной из главных сенсаций октября стали демарши Саудовской Аравии в адрес США. Как известно, недавно глава саудовской разведки принц Бандар бин Султан, бывший ранее одним из самых надежных сторонников тесного взаимодействия с американцами, заявил, что его страна вскоре «существенно изменит внешнеполитический курс», подвергнув пересмотру, прежде всего, свои отношения с США.

Совокупно армиям всех шести государств ССАГПЗ не продержаться против серьезной западной коалиции и двух недель, а если речь идет об одной Саудовской Аравии, то не больше недели

Одновременно Саудовская Аравия демонстративно отказалась от места в Совете Безопасности ООН.

На фоне очевидного недовольства Саудовской Аравией США у некоторых российских аналитиков возникли надежды сделать Россию главным стратегическим партнером саудитов. Естественно, вытеснив с этой позиции Соединенные Штаты. При всей внешней привлекательности подобных построений этот корабль вряд ли сможет пройти через очевидные рифы.

Первой и самой серьезной проблемой является тот факт, что на самом деле саудиты вовсе не отказываются от теснейшего сотрудничества с Соединенными Штатами прямо сейчас. То, что происходит в данный момент, – всего лишь шантаж в надежде, что американцы испугаются утратить Саудовскую Аравию в качестве главного союзника в регионе и пойдут на уступки.

Но, как я писал в начале сентября, планы Саудовской Аравии и в целом действующих по важнейшим вопросам едино стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) слишком дорого обходятся Западу.

Признав, что США являются объектом невыгодной манипуляции со стороны ССАГПЗ, Барак Обама начал с середины сентября кардинально менять политику страны в регионе. Параллельно стали проходить два процесса – изменение прежней радикальной позиции по Сирии, для чего США воспользовались предложением России, и попытка наладить отношения с Ираном.

Именно утрата прежнего влияния на политику Вашингтона в своих антисирийских и антииранских интересах и вызвала такой всплеск недовольства американцами со стороны саудитов.

Но готова ли Саудовская Аравия отказаться от тесного сотрудничества с американцами, если Обама не поддастся очередному давлению и будет продолжать урегулирование проблем с Сирией и Ираном? Нет и еще раз нет.

Возьмем хотя бы военный фактор. Огромная армия Саудовской Аравии закупила американское оружие более чем на сто миллиардов долларов. При резком отходе от поддержки Вашингтона или, более того, при переходе на сторону противников США саудиты утратят прежние возможности не только по закупке новых видов современных вооружений, но и по поставкам необходимых запчастей.

С этим уже столкнулась Венесуэла, поменяв при Уго Чавесе проамериканскую политику на антиамериканскую. Соединенные Штаты не только перестали продавать комплектующие к ранее поставленному оружию, но и проследили, чтобы Венесуэла не смогла их покупать и в ЕС, серьезно подорвав потенциал венесуэльской армии. Подобный сценарий окажется убийственен для боеспособности Саудовской Аравии.

Вторым важным фактором является статус одной из немногих оставшихся в мире монархий в регионе, слишком близко прилегающем к Западу. Пока саудиты тесно сотрудничают с США и ЕС, у них в этом вопросе все нормально.

Обрушиваясь на «отступления от демократии» в близлежащих к Саудовской Аравии и другим странам ССАГПЗ государствах, США и ЕС загадочным образом не замечают куда более антидемократических режимов у своих тесных союзников.

Но если они станут проводить антизападную линию, переориентировавшись на Россию или Китай, у Запада тут же проснется демократическое самосознание по поводу монархических режимов Персидского залива.

А теперь посмотрим, какие же шансы будут у стран ССАГПЗ в реальном военном столкновении с Западом? Прежде всего, учтем, что расположены они в пустыне, где западным армиям легко вести военные действия. То, что они вооружены современным западным оружием, означает и то, что западным армиям известны и максимально эффективные контрмеры против него.

Представление об истинной боеспособности арабских армий дают не только уроки быстрого разгрома Ирака в 1991 и 2003 годах, но и опыт Израиля 1973 года, разгромившего в несколько раз меньшими силами внезапно напавшую огромную армию Египта и Сирии, вооруженную новейшим советским оружием.

Учтем и то, что у США и ЕС множество сторонников внутри стран ССАГПЗ, которые будут думать не о войне с ними, а о том, как защитить свои инвестиции на территории западных стран, сдавая для этого врагам все военные секреты и деморализуя боевой дух.

Совокупно армиям всех шести государств ССАГПЗ не продержаться против серьезной западной коалиции и двух недель, а если речь идет об одной Саудовской Аравии, то не больше недели. Поэтому в данный момент саудитам можно совершать резкие антиамериканские демарши и капризничать, но США полностью уверены в том, что никуда союзники от них не денутся. По крайней мере, пока.

Чтобы всерьез пойти против Запада, саудиты или страны ССАГПЗ в целом должны найти могущественного союзника, который будет защищать их плечом к плечу против потенциальной западной агрессии. Кто-нибудь верит всерьез, в странах ССАГПЗ или за их пределами, что Россия или Китай прямо сейчас готовы к войне с Западом во имя национальных интересов стран Персидского залива?

В то же время есть и важный фактор, который грозит в будущем кардинально испортить отношения Саудовской Аравии и США. С каждым месяцем снижая зависимость от саудовской нефти в силу роста собственного производства, Соединенные Штаты через несколько лет смогут насытить собственной нефтью свою экономику (пока что ориентиром намечен 2020 год), а после этого начнут экспортировать избытки, входя в конкурентные, а не партнерские отношения с Саудовской Аравией.

Когда прекратится жизненно важный для обеих экономик симбиоз, исчезнет и самое главное основание в заинтересованности США в стабильности и благополучии Саудовской Аравии. Более того, у Вашингтона возникнут серьезные основания для того, чтобы у Саудовской Аравии появилось как можно больше проблем. Ведь она станет снабжать нефтью растущих конкурентов США на мировой арене – конечно, прежде всего, Китай, но также и Индию.

И в такой ситуации, чтобы Соединенным Штатам было легче конкурировать, Саудовская Аравия, как и любые другие страны – крупные поставщики нефти для конкурентов американцев – должны погрузиться в хаос. Так что основания для «демократизации» как саудитов, так и стран ССАГПЗ, у США возникнут самые что ни на есть серьезные.

Осознание этого печального факта у Саудовской Аравии имеется. Приведет ли оно к практическим действиям, тоже можно будет заметить. Ясным сигналом может стать вывод инвестиций саудитов из стран Запада и перевод их в Китай или на территорию независимых от Запада стран, где они не смогут быть конфискованы.

Другим сигналом станут последовательные победы в тендерах по закупке оружия для армии Саудовской Аравии незападных производителей, в отличие от происходящих пока разовых закупок на небольшие суммы. В перспективе (в диапазоне 5–10 лет) могут быть открыты военные базы Китая и подписано соглашение о взаимной обороне с этой страной. Почему не с Россией?

Главным негативным фактором являются конкурентные позиции Саудовской Аравии и России на внешних рынках. Основным товаром обеих стран является нефть, и конкуренция за рынки ее сбыта не может не отражаться негативно на перспективах политической кооперации.

Если с Китаем Саудовская Аравия может организовать привычные отношения симбиоза, поставив его на место США, то с Россией такие отношения невозможны.

Поэтому развивать такую связку с Россией у саудитов не будет смысла – если Китай будет готов сражаться за жизненно необходимые для развития его экономики поставки нефти, то России нестабильность в зоне Персидского залива может пойти только на пользу, резко повысив цены на ее собственный нефтяной экспорт.

..............