«Теория разбитых окон»

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

26 ноября 2013, 12:17 Мнение

«Теория разбитых окон»

Если мы пренебрегаем таким простым проявлением любви к ближнему, как возможность уступить место, невозможно говорить о чем-то большем. Если мускулы нашей души ослабли так, что нам и этот вес неподъемен, то какой окажется подъемен?

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

В интернете бурно обсуждают некоего молодого человека, который решительно отказался освободить место для старушки. Обычно их уступают – я постоянно вижу, как это делают молодые люди, не очень молодые, мужчины, женщины, белобрысые внуки славян, смуглые дети гор – так принято, и это считается само собой разумеющимся. Такой обычай. Но большое ли дело, если кто-то этого не сделает? Что, если я?

Быть верными в малом, чтобы вам не пришлось жить в клоаке и носить клоаку в себе

Существует так называемая теория разбитых окон. Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах.

В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Социологи проверяли эту теорию в ходе различных экспериментов – как одни и те же люди ведут себя на фоне чистой белой стены и той же стены, на которой намалеваны какие-нибудь уродливые каракули. Поведение менялось заметно: те, кто в первом случае доносили бумажку до урны, во втором бросали ее на асфальт. Все равно тут уже грязь и свинство, чего теперь стесняться!

Реакция оказывается цепной – чем больше грязи и свинства, тем меньше люди стесняются, чем меньше они стесняются, тем больше грязи и свинства, пока район действительно не превращается в клоаку. Это так в отношении видимой, материальной структуры цивилизованной жизни – окон, стен, фонарей, мусорных урн. Но это еще более верно в отношении невидимой ткани общества, той тонкой сетки взаимных обязательств, которые у нас есть по отношению друг ко другу.

У нас принято извиняться, если мы кого-то случайно задели; уступать место пожилым или беременным; вообще заботиться о слабых. Эта социальная ткань постоянно подвергается атаке сил дикости и варварства, и если вы откажетесь уступать место, вы сделаетесь проводником этих сил. Такой отказ – это то самое разбитое окно.

Но простые решения, которые мы принимаем – уступать место или нет, например – меняют не только мир вокруг нас. Они меняют нас самих. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (Лук.16:10)» – говорит Господь. Если мы пренебрегаем таким простым проявлением любви к ближнему, как возможность уступить место, невозможно говорить о чем-то большем. Если мускулы нашей души ослабли настолько, что нам и этот вес неподъемен, то какой окажется подъемен?

Решение «ходить перед Богом», как говорит Библия, то есть жить в Его присутствии и повиноваться Его заповедям, проявляется в малых и простых вещах. В том, чтобы уступить место. В том, чтобы терпеливо дождаться зеленого света. В том, чтобы не раздражаться в ответ, столкнувшись с чьим-то раздражением. Просто попробуйте быть верными в малом, чтобы вам не пришлось жить в клоаке и носить клоаку в себе.

Источник: Журнал «Фома»

..............