«Плата за прозрение»

@ ИТАР-ТАСС

23 октября 2013, 13:37 Мнение

«Плата за прозрение»

Лечили… возвращали мужей и жен, снимали проклятия, прозревали в глубь веков, но своей горькой судьбы прозреть, как обычно, не смогли. «Сколько раз твердили миру», что шарлатанство эффективно снимает не порчу, а со счета.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

В Москве задержана группа шарлатанов-«экстрасенсов». «По предварительным данным, от действий организованной преступной группы пострадало более 400 человек, а нанесенный гражданам ущерб составляет более 200 миллионов рублей».

В бразильской Всемирной церкви божьей верующий должен напрямую просить у Бога конкретных материальных благ, называя в молитвах размер зарплаты и марку автомашины

Лечили... исцеляли... возвращали мужей и жен, снимали проклятия, прозревали в глубь веков, но своей горькой судьбы прозреть, как обычно, не смогли.

Примечательно в этой истории (и одновременно банально) многое. И то, что «сколько раз твердили миру», что шарлатанство эффективно снимает не сглаз и порчу, а со счета. С другой стороны, гражданам нанесен не ущерб, а принесена польза на 200 миллионов.

Каждый заплатил по 500 тысяч за то, чтобы прояснилось в голове, за то, чтобы открылись глаза на проходимцев и жуликов. Заплатил за шанс прийти туда, где действительно помогут – к истинному Богу. То есть все к лучшему.

Почему так происходит? Почему так упорно многие люди не желают, как говорили исихасты, «повернуть глаза души», и в который раз слепые, ведомые слепыми, «впадаются в яму» (Мф.15.14)?

Для начала следует сказать о тенденциях, проникающих к нам с Запада. Произошедшее – типичный отголосок «теологии благоденствия», активно распространяющейся в харизматических движениях многих стран Запада и заключающейся в том, что если вы придете к таким-то людям, в такие-то движения, то у вас в жизни все станет очень хорошо.

К вам придет достаток, успех, и ваше материальное благосостояние, ваш карьерный рост сразу же пойдут вверх. То есть вы должны прийти к ним и в их движения, а не к Богу. Бог в этой схеме в лучшем случае подразумевается, в худшем – не присутствует вообще.

Закономерным итогом этого процесса становится то, что уровень достатка, процветания, успешности человека становится критерием уровня религиозного усердия. Исследователь Р. Лункин обращает внимание на то, что крупные протестантские направления (как, например, пятидесятники или харизматы) «утверждают: не можешь обрести благополучие и здоровье, значит, Бог тебя не избрал».

Из уст проповедников звучали самые крайние и даже абсурдные идеи о возможности спасения только для богатых и здоровых христиан... Молодые харизматические общины воспринимают коммерческий успех как Божье благословение, и если в обыденной жизни верующий испытывает материальную нужду или же физические страдания, то пастор может поставить под сомнение его веру...

В бразильской Всемирной церкви божьей верующий должен напрямую просить у Бога конкретных материальных благ, называя в молитвах размер зарплаты и марку автомашины. Среди описаний обращений членов Церкви и того, чего они достигли, став христианами, можно прочитать такие фразы: «У меня большие финансовые благословения», «Иисус помог мне начать свой собственный бизнес».

Налицо «богословие процветания и успеха», итог которого вполне закономерен». То есть религия превращается в параллельную правовую систему, в инструмент управления обществом в интересах тех или иных политических и финансовых групп. Или, как мы видим на данном конкретном примере, в интересах той или иной группы шарлатанов.

Не следует думать, что эта теология – исключительно маргинальное явление: сегодня она в той или иной форме повсеместно активно формирует отношение к традиционным религиям, запускает процесс, который можно назвать инструментализацией Церкви, когда Церковь становится инструментом, помогающим запустить рынок религиозных услуг.

В результате «эффективность», действенность, ценность религии заключается не в обладании Истиной, а в способности религии удовлетворять сиюминутные потребности людей. Т.е. в духовном смысле, во внутреннем содержании и христианство и любая секта, любое сообщество оккультных шарлатанов уравниваются, «церковные сообщества интерпретации», по словам Ю. Хабермаса, заставляют «соревноваться с секулярными сообществами интерпретации».

Западный исследователь Чарльз Тейлор в своей книге «Секулярный век» пишет, что мы живем в обществе, в котором вера в Бога «понимается как один из многих вариантов выбора и часто – не самый легкий». А в силу того, что легкость и быстрота достижения цели сегодня являются одной из главных наживок рекламы, политических проходимцев и сомнительных клиник, потребитель, находясь в системе координат, где все цели равноценны, выбирает ту, к которой проще двигаться.

И которая лучше рекламируется. В уравненных с христианством религиозных системах есть все что угодно: броская, красивая оболочка, улыбки, ритуалы, камлания, кроме одного – там нет личностного Бога. А как только уходит Бог, наиболее близким становится тот, кто его подменяет, – гуру, лидер общины, экстрасенс или контактер.

Наиболее печальное следствие всего этого – прежде всего то, что люди, погнавшись за сиюминутными эффектами, уходят от истинного источника, от того, кто есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин.14.6), и тем закономерно обрекают себя на потери (хорошо если только финансовые).

Тем более что ни один человек не лишен чувства, ощущения того, что, по словам того же Чарльза Тейлора, «где-то, в какой-то деятельности или в каких-то обстоятельствах нашей жизни присутствует полнота, богатство; то есть в этой точке (в деятельности или в обстоятельствах) жизнь полнее, богаче, глубже, она является более достойной – достойной большего восхищения, большего, чем должно было бы быть...

Мы обладаем несомненной интуицией того, какой должна быть полнота, как будто мы переживали это состояние, то есть имели переживание мира и целостности; или могли действовать на этом уровне целомудрия, или щедрости, или жертвенности, или самозабвения. И настанет время, когда мы обнаружим себя внутри этих моментов переживания полноты, радости и осуществленности».

Но это время может и не настать, если на пути все время будут вставать оккультисты и шарлатаны, если именно легкость и быстрота достижения, а не трудности и сложности, которые и дают ощущение подлинного труда и по заслугам достигнутой цели, станут определять отношение людей к самому главному – к Истине.

Иначе зачем выздоравливать от болезни, возвращать мужа или жену, «снимать сглаз и порчу», чтобы потом все равно удавиться или спиться от скучной, бессмысленной, непонятно зачем данной жизни. Хочется надеяться, что эти самые 500 тысяч будут ничтожной платой за прозрение. Как говорят в таких случаях некоторые мудрые люди: «Спасибо, Господи, что взял деньгами».

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............