«Логика сотрудничества»

@ из личного архива

23 января 2013, 18:24 Мнение

«Логика сотрудничества»

Для всех государств региона, включая Россию, которая стремится к более глубокой экономической интеграции в Тихоокеанскую Азию, крайне важно, чтобы в отношениях США и КНР преобладала логика сотрудничества, а не противоборства.

Федор Войтоловский

заведующий Сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН

Развитие ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ближайшие годы будет во многом зависеть от динамики отношений КНР и США. На этот счет появляется немало прогнозов, но далеко не все они готовы учитывать всю сложность и многообразие связей, внешних и внутренних параметров развития отношений между двумя державами и мощнейшими экономиками мира.

Эксперты и политики, разыгрывающие в США карту «китайской угрозы», часто являются лоббистами интересов военно-промышленного комплекса

Предпринятый и разрекламированный администрацией Б. Обамы «стратегический разворот» в Тихоокеанскую Азию не должен создавать иллюзий резкого усиления конфронтации с КНР. Во многом он обусловлен не столько стремлением ограничить рост китайского влияния, сколько целями продемонстрировать традиционным союзникам стремление придерживаться прежних обязательств. В американской элите позиции сторонников «твердой линии» в отношении КНР действительно имеют тенденцию к укреплению. Однако даже среди сторонников ужесточения политики в отношении Китая лишь наиболее радикальная часть выступает с алармистскими оценками.

Эксперты и политики, разыгрывающие в США карту «китайской угрозы», часто являются лоббистами интересов военно-промышленного комплекса. Корпорации, выполняющие военные контракты, опасаются дальнейшего сокращения бюджетов и заинтересованы в долгосрочных и дорогостоящих государственных программах. Проведение политики «сдерживания» в отношении Китая может дать им определенные гарантии востребованности. «Сдерживание» подразумевает укрепление военно-морской мощи США на Тихом океане, размещение систем ПРО, развитие ВВС, а также реализацию космических военных проектов. Для этого нужен достаточно мощный «потенциальный противник».

В китайской элите также есть сторонники усиления военной мощи и ее использования для политического давления на тех соседей, с которыми у КНР есть неурегулированные территориальные проблемы. Есть и те, кто считает необходимым создать противовес американскому военному присутствию. Рост военного потенциала Пекина интенсифицировался в последние годы. Однако XVIII съезд КПК показал, что новое китайское руководство сосредоточено на задачах социально-экономического развития страны. Китайская политическая элита понимает, что важнейшим условием развития страны являются расширение участия КНР в процессах экономической глобализации и сотрудничество с передовыми в научно-технологическом отношении странами, включая США.

Тенденции к активизации конкуренции США и КНР в АТР и за его пределами действительно есть. Но сущностью отношений Китая и США на современном этапе является их глубокая финансово-экономическая взаимозависимость. Американский и китайский бизнес ориентирован на расширение взаимодействия. Правительства обеих стран заинтересованы в том, чтобы две крупнейшие экономики мира успешно преодолели посткризисные бури. Обеим сторонам выгодно преодоление рецессии мировой экономикой – восстановление рынков, международной торговли, инвестиционной активности. В ближайшие годы эта неустранимая реальность будет оказывать стабилизирующее воздействие на отношения КНР и США.

Взаимозависимость не означает, что финансово-экономические отношения двух стран лишены противоречий. Предметом постоянного беспокойства Вашингтона остается дисбаланс в пользу КНР в двусторонней торговле, а также заниженный курс юаня, благодаря которому повышается конкурентоспособность китайской промышленности. Администрация Б. Обамы не раз критиковала протекционистскую торговую политику КНР и нерыночные меры поддержки промышленного производства и экспорта. В 2012 году Б. Обама обещал в рамках политики реиндустриализации американской экономики вернуть часть производств из Азии в США. Это означает создание условий для того, чтобы крупные американские ТНК вывели часть производств из Китая и некоторых других стран АТР. Однако реализация такой системы налоговых и иных мер займет несколько лет. Неизвестно, насколько американский транснациональный бизнес будет готов откликнуться на эти усилия власти.

Китайское руководство и бизнес продолжают выражать озабоченность американскими ограничениями на ввоз в КНР станков и оборудования, которые могут быть использованы при производстве вооружений и военной техники. Высокотехнологичное оборудование крайне необходимо Китаю, чтобы занять более высокие позиции в иерархии системы международного разделения труда. Пекин заинтересован и в расширении доступа к американским научно-технологическим достижениям и инновациям. Однако Вашингтон сохраняет осторожность в этих вопросах.

Для всех государств региона, включая Россию, которая стремится к более глубокой экономической интеграции в Тихоокеанскую Азию, крайне важно, чтобы в отношениях США и КНР преобладала логика сотрудничества, а не противоборства. Обеспечить ее может создание такой архитектуры транстихоокеанской безопасности, которая позволила бы решать региональные проблемы и споры на основе согласования интересов и избежать милитаризации отношений в Тихом океане.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............