«Потом привыкаешь»

@ из личного архива

8 августа 2012, 18:31 Мнение

«Потом привыкаешь»

Есть несколько профессий и призваний, которые из-за своей специфики подвергают человека опасности превратиться в циничный экземпляр homo sapiens. Назову лишь несколько из них навскидку: врач, сотрудник ритуальных услуг и священник.

Иерей Святослав Шевченко

руководитель отдела по связи с общественностью Благовещенской епархии

Есть несколько профессий и призваний, которые из-за своей специфики подвергают человека опасности превратиться в циничный экземпляр homo sapiens. Назову лишь несколько из них навскидку: врач, сотрудник ритуальных услуг и священник. Догадались, что между ними общего?

Совершенно верно: все трое постоянно сталкиваются со смертью и горем.

Когда ты в сотый раз видишь слезы родных, склонившихся над усопшим, они уже не трогают твое сердце

Это как на войне, по рассказам участников боевых действий, сначала мутит при виде мертвых, а потом привыкаешь. С сотрудником ритуальных услуг – намного проще. Ему не нужно так плотно контактировать с людьми, как врачу и батюшке. Может, это потому у нас на вес золота хорошие врачи и священники?

Скажу даже более: что священнику намного труднее медика остаться чутким, сопереживающим человеком. И тому несколько факторов:

Эффект фарисея

Когда ты день за днем в течение нескольких лет читаешь одни и те же молитвы, слышишь популярные евангельские отрывки за богослужениями, то они начинают замыливаться, терять свой первоначальный, глубинный смысл. Постепенно ты не успеваешь заметить, как для тебя это становится чем-то поверхностным, набором сухих схем и правил. Ты перестаешь размышлять над прочитанным и услышанным. Самое страшное, ты вдруг перестаешь отождествлять себя с этой системой координат. Евангельские истины превращаются в твоем сознании в дежурные фразы, в мертвые крылатые выражения.

Серость будней

Когда новизна первых религиозных ощущений, свежесть чувства встречи с Богом начинает притупляться, наступает период серости будней. Когда за чередой треб и богослужений ты уже не видишь в каждом человеке образ Божий, ты превращаешься в машину требоисполнений. Когда ты в сотый раз видишь слезы родных, склонившихся над усопшим, они уже не трогают твое сердце. Когда ты в тысячный раз причащаешь смертельно-больного человека, который уже смотрит в вечность, тебе уже в тягость ощутить хоть сотую долю его переживаний. Когда ты в бесконечный раз совершаешь литургию, то зачастую забываешь, что Бог находится рядом.

Церковный пуп

Вот он – молодой батюшка. И ему придется пройти через серьезное испытание. Когда тебе целуют руку (через 200–300 благословений ты уже забываешь, что через твою благословляющую десницу – благословляет Бог), когда у тебя спрашивают совета убеленные сединой старцы, когда ты вещаешь с амвона свои проповеди... Может вдруг показаться, что именно вокруг тебя вращается церковный мир. Вдруг померещиться, что люди для тебя, а не ты для людей. Когда твое собственное «Я» раздулось так, что заслонило собой Христа.

Пускай я описал крайности в духовной жизни священника, но это реальные соблазны для каждого из нас, которые мешают нести церковное послушание высоко над головой. Поэтому, милые мои, лишний раз не осуждайте нас, поскольку, по слову святителя Иоанна Златоустого, мало кто из нас спасется в вечности.

Источник: Блог иерея Святослава Шевченко

..............