«О сделках с оружием»

@ pircenter.org

3 июля 2012, 19:30 Мнение

«О сделках с оружием»

Представители более чем 190 стран собрались в Нью-Йорке, где пройдут переговоры о принятии Международного договора о торговле оружием. Результаты форума могут иметь серьезные последствия для российской внешней политики и оборонной промышленности.

Вадим Козюлин

эксперт ПИР-Центра

В понедельник представители более чем 190 стран собрались в здании ООН в Нью-Йорке, где в течение месяца пройдут переговоры о принятии Международного договора о торговле оружием, цель которого – установить единые глобальные правила поставки вооружений, боеприпасов и снаряжения. Россия занимает второе место в мире после США по объему оружейного экспорта, и результаты форума могут иметь серьезные последствия не только для российской внешней политики, но и для оборонной промышленности.

Не секрет, что из каждых 10 автоматов Калашникова, произведенных в мире, лишь один имеет российское происхождение

Решение о начале работы над договором было принято 30 октября 2009 года, когда 1-й комитет Генеральной ассамблеи ООН 153 голосами проголосовал в пользу разработки проекта договора «о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам». Среди 19 воздержавшихся государств были Россия, Индия, Китай, Пакистан и Венесуэла.

Эксперты подсчитали, что в мире подписано более 300 соглашений различного уровня, в разной степени регулирующих трансферты вооружений. При этом фактически на рынке оружия каждое государство действует по собственным правилам, ибо среди них почти нет юридически обязывающих договоров, т.е. большинство достигнутых договоренностей носят характер добрых пожеланий.

Для примера можно вспомнить принятый в 1992 году Регистр обычных вооружений ООН, в который все государства должны ежегодно подавать информацию об импорте и экспорте восьми категорий вооружений. В реальности сегодня о сделках с оружием отчитываются лишь около 30% государств.

Накануне конференции  деятели культуры из разных стран мира, включая Киру Найтли, Йоко Оно, Скарлетт Йоханссон, группу Coldplay, Тима Рота, Энни Леннокс и Кевина Спейси обратились к генеральному секретарю ООН с письмом, в котором говорится: «Ежегодно на каждого жителя планеты производится в среднем по два патрона. И с учётом немногочисленности международных правил, ограничивающих торговлю оружием, никто не знает, где окажутся эти патроны и чью жизнь они прервут. В рамках существующей системы мировая торговля оружием и боеприпасами регулируется в меньшей степени, чем торговля бананами и бутилированной водой, и это не может не вызывать недоумения. Мы настоятельно просим правительства сделать шаг вперёд и разработать жёсткий, эффективный договор, который поможет защитить права человека. Договор, который положит конец бессмысленным смертям и увечьям, происходящим ежедневно из-за вооружённого насилия и конфликтов».

Перед началом обсуждения наблюдатели отмечали, что российский подход к МДТО значительно отличается от концепции, предложенной инициативной группой договора, которая объединяет ряд государств Европы и Африки.

По замыслу инициаторов в основу договора следует положить несколько ключевых принципов:

1. Чёткие гуманитарные и правозащитные цели

#{smallinfographicleft=500883}Согласно этому «Золотому правилу», как называют это положение в Amnesty International, государства обязаны определить, насколько велика вероятность того, что вооружения будут использоваться, например, для совершения серьёзных нарушений норм международного права в области прав человека или гуманитарного права. Понятие «серьезные нарушения», которое в данном случае уже является некоторым компромиссом со стороны международных правозащитников из Amnesty и Oxfam и других организаций, подразумевает пытки; исчезновения и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания; превышение силы со стороны силовых структур; суммарные и произвольные казни; принудительные выселения, исчезновения, произвольные задержания и прочие грубые нарушения прав человека и основных свобод, упоминающиеся в соответствующих международных документах в сфере прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Россия, которая уже брала на себя подобные обязательства в рамках Вассенаарских договорённостей об отказе от международных поставок оружия, которые будут способствовать «нарушению и ограничению прав человека и основных свобод», а также в рамках Принципов, регулирующих передачу обычных вооружений ОБСЕ, выражает обеспокоенность в связи с возможной субъективной интерпретацией критериев МДТО.

2. Чётко сформулированные обязанности государств

Государства должны эффективно контролировать все аспекты международной торговли и передачи обычных вооружений в своей юрисдикции. Подобные сделки должны проходить лишь с предварительной санкции властей и отвечать национальному законодательству и правоприменительной практике, в которых должны найти отражение как минимум обязательства страны в рамках МДТО и других международных соглашений в этой области.

Российские власти в целом не имеют возражений против этого принципа, хотя правоприменительная практика Москвы отличается от практики, например, Вашингтона.

3. Всеобъемлющий характер договора: должны быть охвачены все виды оружия и все способы передачи вооружений

МДТО должен налагать на государства обязанность по контролю за полным спектром обычных вооружений, включая любой тип оружия, боеприпасов, снаряжения и прочих изделий, используемых в боевых действиях и операциях по обеспечению внутренней безопасности. Кроме того, сюда должны войти запасные части, комплектующие и компоненты для подобных изделий, а также оборудование, технологии и технические разработки по их изготовлению, конструированию, техническому обслуживанию и развёртыванию. Каждое государство – участник договора должно открыто вести государственный контрольный перечень, отражающий всеобъемлющий характер МДТО.

Российский экспорт вооружений в Сирию для многих стал примером безответственной торговли оружием

Кроме того, МДТО должен обязывать государства жёстко регулировать все формы международной торговли обычными вооружениями, все виды их передачи и сделок с ними. Это включает в себя такие операции, как экспорт, импорт, реэкспорт, транзит, перевалка, временный импорт, передача от государства государству, дарение, продажа, заём, лизинг и оказание основных видов услуг по осуществлению сделок (посредничество, транспортировка, финансирование).

Абсолютно поддерживая идею о жестком государственном регулировании торговли оружием, Москва неоднократно поднимала вопрос о необходимости «обязательного лицензирования и правового регулирования любой деятельности, связанной с оружием, включая посредническую». Но при этом Москва не поддерживает слишком широкий перечень вооружений, подпадающих под договор, и предлагает ограничиться наиболее дестабилизирующими вооружениями, а именно – легкими вооружениями и стрелковым оружием.

4. Строгие критерии и процедуры оценки рисков

МДТО должен учитывать существующие международно-правовые обязательства государств, согласно которым они, помимо прочего, не имеют права санкционировать передачу вооружений в обход оружейного эмбарго Совета Безопасности ООН или иных действующих международных, региональных и субрегиональных обязательств по контролю и регулированию международного оборота обычных вооружений.

Оценивая целесообразность той или иной поставки вооружений, государства обязаны оценивать возможные риски: нарушения международного гуманитарного права и права в области прав человека; возможность дестабилизации международной обстановки; подрыв устойчивого социально-экономического развития страны-получателя; использование огнестрельного оружия для массовых убийств и ранений людей; попадание оружия в руки нежелательных конечных пользователей; применение оружия для гендерного насилия; применение коррупционных схем; возможность попадания оружия в руки криминалитета и террористов.

Подобные критерии уже одобрены государствами в документах различного формата, однако пока обязательства стран по ним выражены в мягкой формулировке «принимать во внимание». Наблюдатели отмечают, что отсутствие четких согласованных толкований большинства упомянутых рисков может стать серьезным препятствием для одобрения этого принципа.

5. Увеличение прозрачности в международной торговле оружием

По замыслу инициаторов МДТО каждое государство будет должно ежегодно предоставлять открытый доклад, освещающий все сделки с экспортом и импортом вооружений, а также все шаги государства по выполнению договора на национальном уровне, включая описание принимаемых законов и механизмов по их реализации. Доклады будут публиковаться на сайте ООН.

6. Создание эффективных систем контроля на национальном уровне

В рамках МДТО каждое государство создаст систему контроля за конечным использованием полученных вооружений; систему учёта всех международных сделок с оружием; будет жестко регулировать посредническую деятельность и установит меры уголовной ответственности для нарушителей.

7. Механизмы проведения ежегодных совещаний стран – участниц договора, урегулирования споров и пересмотра ДТО

Инициаторы договора предлагают сформировать секретариат МДТО, который будет не реже раза в год проводить совещание стран-участниц, который станет главным надзорным органом, принимающим решения. Периодически будут проводиться конференции по пересмотру и развитию договора. Планируется заложить механизмы разъяснения спорных ситуаций и вопросов, связанных с соблюдением договора (например, через дипломатические каналы), а также механизмы мирного урегулирования или передачи дела на рассмотрение Международного суда в соответствии с его статусом.

У России имеется достаточно четко аргументированная позиция по поводу договора. Прежде всего, российская дипломатия настаивает, что целью нового документа необходимо определить борьбу с нелегальными трансфертами оружия. Ведь согласно докладу, недавно опубликованному неправительственной организацией Oxfam, с 2000 года страны, находящиеся под эмбарго, импортировали вооружений на сумму более 2,2 млрд долл. Получается, что действующие прямые запреты не работают, и Москва предлагает, прежде чем создавать новые механизмы, выяснить, отчего не работают существующие.

Российские дипломаты опасаются, что новый договор установит требования по контролю за экспортом вооружений ниже тех, которые применяются в России, что может стать шагом назад. Например, известно, что лишь 52 государства из 192 располагают законодательством, регулирующим оружейный брокеринг, и менее половины государств установили уголовную или финансовую ответственность за нелегальную посредническую деятельность.

В этой связи Москва предлагает, прежде чем браться за легальную торговлю оружием, устранить предпосылки для попадания оружия в нелегальный оборот: максимально ограничить частную брокерскую деятельность, а лучше – ввести государственную монополию на торговлю оружием, жестко регламентировать весь цикл существования вооружений от производства и маркировки до транспортировки и утилизации. И, конечно, одним из самых известных требований России является запрет на безлицензионное производство вооружений, ведь не секрет, что из каждых 10 автоматов Калашникова, произведенных в мире, лишь один имеет российское происхождение. Остальные в основном сделаны и проданы без лицензии и без ведома владельцев знаменитого российского бренда.

Немногие государства согласятся поступиться своим суверенитетом в военно-политических вопросах

Российские представители также предлагают на международном уровне установить правило контроля за целевым использованием полученных вооружений, как это делает Россия в отношении наиболее чувствительных образцов вооружений: переносных противотанковых, а также зенитных ракетных комплексов, гранатометов и огнеметов; настаивают на запрете реэкспорта вооружений без согласия первоначального экспортера.

Российские специалисты отмечают, что подписание и тем более ратификация МДТО будут связаны с большими трудностями, если до этого международные юристы не договорятся о четком толковании таких понятий, как безответственные передачи, подрыв социально-экономического развития страны, проблемные страны с точки зрения нарушения прав человека или разжигания конфликтов, дестабилизирующие поставки.

Безусловно, тема Сирии будет на разных языках звучать на конференции и в кулуарах форума. Российский экспорт вооружений в эту страну для многих стал примером безответственной торговли оружием с государством, где в ходе столкновений уже погибло по разным оценкам до 10 тысяч граждан.

Известно, что, несмотря на серьезное дипломатическое и политическое давление, Россия продолжает экспортировать в эту страну разнообразные виды вооружений, аргументируя это тем, что поставляется не наступательное, а оборонительное оружие.

Собственно, ситуации, подобные сирийской, – это и есть то, ради чего задумывался МДТО. И российской делегации не удастся уклониться от обсуждения этого вопроса.

На это у российской стороны могут быть встречные претензии, ведь определенные силы также поставляют оружие, и отнюдь не оборонительное, повстанцам, которые устраивают теракты и очевидно стремятся дестабилизировать ситуацию в стране.

Также у России вызывает много вопросов положение в Ираке и Афганистане, куда компании из США и стран Европы в большом количестве отгружают российские и советские вооружения, многие из которых произведены без российской лицензии. В Москве вызывает опасение то, что многие десятки тысяч единиц поставленного оружия в странах-получателях попросту теряются еще на стадии поставки либо после нее и попадают на нелегальный оружейный рынок.

Россия также могла бы, например, задать вопросы о поставках оружия Саудовской Аравии, которая недавно применяла его для подавления мирных манифестаций шиитов в соседнем Бахрейне.

Однако обмен взаимными претензиями был бы наихудшим из возможных сценариев. Так уже было после Первой мировой войны в 1924 году, когда Лига Наций собралась для принятия Женевской конвенции о мирном разрешении международных споров, которая закрепляла три принципа – арбитраж, безопасность и разоружение – в качестве опоры для системы гарантий от внешней агрессии. Проект конвенции содержал, по современной терминологии, юридически обязывающие нормы и предусматривал применение силы против нарушителей. В случае успеха инициативы Лига Наций становилась принудительным третейским судом, коллективно карающим агрессора.

Женевская конвенция почти привела к повороту в европейской политике. Ее уже ратифицировала Франция, к ней критично отнеслись в Москве и отказались поддержать в Лондоне и Риме, без которых договоренности утрачивали смысл. Национальные амбиции не позволили реализоваться судьбоносному документу, а через пятнадцать лет даже воспоминания об этой возможности стерла Вторая мировая война.

Нынешняя международная обстановка едва ли больше благоприятствует торжеству общечеловеческих интересов. Немногие государства согласятся поступиться своим суверенитетом в военно-политических вопросах или правами на самооборону и приобретение оружия в целях национальной безопасности. Большое количество возражений вызывает даже принцип транспарентности, ведь информация о военных контрактах зачастую связана с государственными секретами. На пути МДТО много сложных тем: права человека, механизмы международного контроля, наказание для нарушителей. Может случиться, что в поиске компромисса родится выхолощенный документ, не много добавляющий к уже существующему слабому режиму контроля за трансфертами вооружений. Но может возникнуть и вполне эффективный узкий клуб участников МДТО, который решит ограничить продажу вооружений или военных технологий тем странам, которые к нему не присоединились. Это поставит в невыгодное положение Россию, пытающуюся наладить современное военное производство в партнерстве с Италией, Францией и Израилем.

Т.е. открывшийся форум будет иметь последствия не только для российского экспорта, который по подсчетам СИПРИ в 2011 году составил 13,2 млрд долларов, но и для российского оборонного импорта, который на протяжении последних трех лет становится все более заметным явлением на рынке вооружений.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............