«Все в помоях, а они д’Артаньяны»

@ ИТАР-ТАСС

10 апреля 2012, 13:33 Мнение

«Все в помоях, а они д’Артаньяны»

Вспомним времена либерального геноцида 1990-х или на их жаргоне «свободы и независимости». Это было время первой масштабной кампании против Церкви.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Как уже говорилось, против Русской православной церкви и святейшего патриарха Кирилла развернута масштабная заказная дискредитационная кампания. Главными ее участниками закономерно являются антироссийские и просто маргинальные СМИ: «Нью Таймс», «Эхо Москвы», «Новая газета», «МК» и т. д. В антироссийской «Новой» теперь почти в каждом номере есть очередной «бескорыстный» текст. Кстати, взгляните, как все сошлось в одном простом примере. В последней антироссийской «Новой» (в понедельник) Быков, один из трубадуров белоудавочных хомяков, главный рекламный агент фашиста, фюрера экстремистской НБП Лимонова, хихикает над патриархом. Вопросы есть? Нет.

Церковь враз оказалась пособницей КГБ, а духовенство – сплошь осведомителями, носившими индейские клички и прозвища «бородатый», «длиннополый» и т. д.

Примечательны лекала, по которым выводится очередная антицерковная (и вместе с тем антироссийская) кампания. Движущей силой этой кампании в очередной раз является желание обслужить запрос, порожденный массами, стремящимися к упрощению любого социально-политического процесса до уровня собственного невысокого развития. А вот откуда запрос? Проблема эта социально-психологическая, и коренится она в отчетливом осознании собственной сопричастности происходящим (или происходившим) негативным, разрушительным процессам. Сопричастность эту, ощущают, пожалуй, все. А вот дальше пути расходятся. Одна часть общества разделяет ответственность за происходящее с властью в целом или с отдельными ее представителями. А другая, та, которая проще и примитивней, эту самую ответственность слагает и возлагает. Слагает с себя и возлагает на других. На власть, которая «допустила». На всех остальных конформистов, которые «закрыли глаза», «смирились», «согласились». Дальше следуют заклинательные очистительные формулы для тех и других «зачестныевыборыпротивжуликовиворов» и «быдло» – и дело готово. Все в помоях, а они д'Артаньяны.

Вспомним времена либерального геноцида 1990-х или на их жаргоне «свободы и независимости». Это было время первой масштабной кампании против Церкви. Кто не забыл, тогда флагманом этой кампании был журнал «Огонек» с Коротичем (удравшим потом в США), а главный разоблачитель носил альковную фамилию Нежный. «Народ» алкал сеансов разоблачений и люстрационных процессов, и Церковь враз оказалась пособницей КГБ, а духовенство – сплошь осведомителями, носившими индейские клички и прозвища «бородатый», «длиннополый» и т. д. Напомним, что в 1992 году даже существовала комиссия Верховного совета РФ по расследованию деятельности ГКЧП, которую возглавляли депутаты Г. Якунин и тот самый скорбный главою Л. Пономарев. Комиссия пришла к зловещему выводу, что представители Церкви сотрудничали с КГБ, усердно цитировала в своем докладе различные документы, подтверждающие этот вывод, приводила псевдонимы агентов, но – вот незадача – не смогла привести ни одного конкретного имени священника или епископа. В 2005 году еще один разоблачитель Г. Эдельштейн выпустил книгу «Записки сельского священника», где почти на каждой из более чем трехсот страниц обличал сотрудничество «сергиан» и КГБ, но опять же ни одного (!) имени не привел. Гора оказалась бесплодной настолько, что не смогла родить даже мышь.

#{image=616914}То есть все это оказалось пропагандистским ходом, дискредитационной антицерковной кампанией, обслуживавшей «запросы масс», чтобы те самые массы, в свою очередь, обслуживали идеологов кампании и штатных газетных и журнальных пропагандистов. Массам, которые практически полностью участвовали в политической и общественной жизни СССР, «поддерживали и одобряли», нашли, наконец, виновных в их бедах. И все успокоились. Истерия кончилась пшиком, но, как говорится «осадок остался». А также остались материалы «разоблачений», на которые, если что, теперь всегда можно было опереться.

Вот началась вторая волна. На этот раз «массы», поднятые хомяками в веселый поход на «режим» и «за честные выборы*», жаждали наказания тех, кто участвовал в «преступлениях власти»: коррупции, безделии, беззакониях, наживе. Честно говоря, участвовали, кроме власти, почти все. Давали и брали взятки, получали черный нал, гнали халтуру, не учились и не работали, врали и лаялись в интернете, презирали свою страну и считали, что у нее надо брать все, что можно, а потом валить. Наконец, все это так обострилось и воспалилось, что срочно понадобились виновные. В непосредственных преступлениях, их поддержке или просто конформизме. Виновные, разумеется, были немедленно найдены. Ответственность возложена. И вот некий Новопрудский простодушно объясняет причину заказной кампании против Церкви и патриарха. Вина их «в циничном оправдании и поддержке любых действий светской власти, в пресмыкательстве перед ней, в нежелании замечать преступления, порожденные политической системой, в неадекватной жестокости к «внутренним врагам». Вот так все просто. Это Новопрудский «недоступен звону злата, и мысли, и дела он знает наперед», как и его соратники-хомяки. А Церковь пусть ответит. В том числе и за Новопрудского. А также за Солдатова, Бычкова, Лурье, Ардова и прочих антицерковных и антигосударственных «гор нерукосечных».

Таким образом, можно понять, что эта очередная заказная кампания имеет вполне политический характер. И направлена не на очищение, улучшение и осветление тех или иных сообществ или отдельных людей, а на обслуживание тех, кто заказывает кампанию сверху, и тех, кто готов соглашаться снизу на любые обвинения в чужой адрес. Лишь бы и дальше бороться за свое право требовать от всех изменений, даже не пытаясь меняться самим. Мало того, все эти люди истово и самоотреченно хотели бы, чтобы Церковь и патриарх были и всегда оставались соглашателями и конформистами, «поддерживающими любые действия светской власти». Ибо тогда жить будет очень удобно. Поясним на примере. Есть большое количество людей, которые, не принадлежа к Церкви и вообще к религии, утверждают, что «Бог у них в душе» (ударение в последнем слове можно ставить куда угодно – суть не меняется). Не задаваясь вопросом, как он туда попал, следует отметить, что этот бог «предивен и чуден зело». Это бог очень комфортный, расслабляющий и успокаивающий, как процедура в салоне спа, бог, который соглашается со всем и оправдывает все, что делает хозяин души. Или душа. И сегодня эти люди хотят, чтобы таким же богом стал патриарх. И Церковь. Оправдывающими для начала все преступления власти. А потом и личные прегрешения обвинителей. Прегрешения против себя ли, ближнего ли, страны ли, власти ли – неважно.

К счастью, многие это понимают. Поэтому рано или поздно кампания опять окончится пшиком. Пока наконец доброхотные даятели грантов и премий не выдумают новый формат. Но ведь Церковь, как известно, «и врата адова не одолеют» (Мф. 16, 18). Так что куда уж там «Новой газете» и «Эху». Если только «Эхо» не располагается глубже ада.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............