«Негодный зомбоящик»

@ пресс-служба Эраста Галумова

2 февраля 2012, 15:55 Мнение

«Негодный зомбоящик»

Довольно часто приходится слышать: я не смотрю телевизор, ящик я давно выбросил. Обычно интонация такого высказывания – высокомерно-брезгливая. После такого заявления как-то уже неловко признаться: а я, бывает, смотрю.

Эраст Галумов

генеральный директор ФГУП Издательство "Известия"

Довольно часто приходится слышать: я не смотрю телевизор, ящик я давно выбросил или что-то в этом духе.

О диво: все знают имя и отчество Константина Эрнста

Обычно интонация такого высказывания – высокомерно-брезгливая в отношении всех, кто телевизор все еще включает. После такого заявления как-то уже неловко признаться: а я, бывает, смотрю или «спиной смотрю», ведь чаще всего именно это и происходит. Но по тону разговора с «отказниками» сразу ясно: не поймут. Более того, понимаешь, что не только не поймут, но и оргвыводы сделают для внутренней иерархии, понизят в «звании».

Вообще-то, ТВ – это всего лишь транспорт, способ, канал информации. И презрительно-уничижающее отношение к одному из каналов получения информации – это как признание, что, для того чтобы иметь оригинальный взгляд на мир, сознательно используешь только один глаз или одно ухо вместо двух.

Еще чаще «отказники от зомбоящика» встречаются в Сети. У Интернета, конечно, много преимуществ: если герою Светлакова – Сереге из «Нашей Раши» – достаточно едкого монолога в сторону телевизора и в ответах он, в общем-то, не нуждается, то продвинутому пользователю сетей хочется не только критически высказаться, но и получить одобрительные лайки и признание со стороны неведомых сопользователей за то же самое – критические высказывания на тему ТВ всегда имеют популярность. Да-да, в Сети – особенно. Даже если не смотрел, можно осуждать – и всегда получишь поддержку. А это ведь так приятно и так легко!

При этом удивительно: стоит появиться в любой соцсети какому-то известному тележурналисту, ведущему или даже менеджеру от ТВ, как тут же – невиданный интерес, массовый зафренд и место в топе! Парадокс, да и только: все зомбоящик выкинули чуть ли не в прошлом веке, а спросишь, кто такие Дуня и Таня, ответ будет не «сценаристка и писательница», а «телеведущие в «Школе злословия». И о диво: все знают имя и отчество Константина Эрнста.

Понятно, есть теперь у нас Интернет, а в нем все новости оперативно и без цензуры, да и вообще без всякого фильтра: фейк спокойно соседствует с фактом, и все это идет в одном потоке. Не понял, что развели, станешь объектом коллективных шуток: «бугага», повелся, а это «баян»! И фильмы в Интернете – самые свежие, краденные прямо с монтажных столов, и сериалы на коленке переведенные, и смешные видео – Йааазь – это же намного смешнее «Аншлага»! – да еще и все, что показал зомбоящик, любовно режется на куски и выкладывается на Youtube, смотри в любое время, когда удобно. И, главное, можно свое ценное мнение высказать не в пустоту, а в отзывчивое сетевое братство. И похвалят, и одобрят, и в круг «своих» примут, и за умного сойдешь – если будешь « в тренде». При этом как-то забывается, что Интернет – это тоже канал информации, то же ухо или глаз. Только ты с этой информацией не один на один, а в толпе, и все законы толпы на твое публично высказанное мнение влияют. Попробуй скажи что-то против тренда – расфренд обеспечен, на твоей реплике оттопчутся все те, кого еще недавно ты считал френдами.

Мы живем в огромной стране. В которой к тому же большинство граждан все еще пользуются условно-бесплатным продуктом, который предлагает ему ТВ на федеральных каналах. Не потому даже, что так хочется, а потому, что это доступно и не надо доплачивать. В отличие от Интернета и спутника с огромным выбором каналов на любой вкус. Доступность и массовость – вот на чем держится ТВ. И да, оно оружие пропаганды и зачастую джанк-фуд для сознания. Да, на рынке ТВ-услуг телезрителю предлагают гамбургеры из мяса участников «Дома-2» и вредный гарнир из обезжиренных «звезд шоу-бизнеса» пополам с навязчивой рекламой. Да, если все время это поглощать, может быть «ожирение» мозга, как бывает телесное ожирение у тех, кто каждый день ест в «Макдоналдсе». Да, планка качества низка, а новости не распространяются так быстро и проходят фильтры на всех уровнях. Но почему мнение героя Светлакова, сформированное один на один с телеящиком, считается менее ценным, чем мнение «сетевых хомячков», которыми управляет закон толпы? У условного Сереги тоже есть свой взгляд, и зачастую он намного более критический и независимый, пусть и сформированный на другом входящем потоке.

Без Немцова с Рыжковым ящик – дрянь, а с ними что, конфета?

И вот еще какое наблюдение. С декабря месяца на экране то и дело появляются люди, которые раньше такой возможности были лишены. Немцов, Рыжков, Навальный мелькнул на экране, другие «яркие оппозиционеры» выступили на  презренных телеканалах...

И тут же взрыв интереса и внимания со стороны Сети. Перепосты, лайки, комменты. Оживились пишущие журналисты, встрепенулись телекритики. Аналитики обсуждают: это революция на ТВ или временная «оттепель»?

Значит, не такое уж лишнее оказалось второе ухо? Значит, есть еще какие-то странные люди, которые все еще смотрят негодный зомбоящик? Без Немцова с Рыжковым ящик – дрянь, а с ними что, конфета?

Давайте просто сознаемся, что каждый из нас время от времени позволяет себе не только неполезную еду, но и нет-нет да и поинтересуется: что там показывают в телевизоре. И это по-прежнему важно, как ни крути.

Источник: Блог Эраста Галумова

..............