«Плохая игра с хорошей миной»

@ из личного архива

9 ноября 2012, 13:02 Мнение

«Плохая игра с хорошей миной»

На минувшей неделе в мире музыки произошли два события, которые привлекли внимание. Оба события примерно одного порядка, хотя и разделяет их океан.

Евгений Штольц

программный директор радиостанции ROCK FM 95.2

На минувшей неделе в мире музыки произошли два события, которые привлекли внимание. Оба события примерно одного порядка, хотя и разделяет их океан. Сначала на популярнейшем в мире видеохостинге YouTube под запрет попал свежайший клип американской группы NoDoubt на песню «Looking Hot». Затем подобная же участь настигла клип «Хватит кормить Канзас», выложенный  на официальном «ютьюбовском» канале российской группы «Рабфак».

Я сильно сомневаюсь, что музыканты NoDoubt не задумывались о возможных последствиях

В первом случае вокалистка NoDoubt Гвен Стефани предстает в образе отважной индейской воительницы, похищенной ковбоями. Тема избитая и ранее неоднократно материализованная в различных жанрах массовой культуры. В частности, в ряде вестернов, воспевающих романтику Дикого Запада и ставших классикой мирового кинематографа.

Впрочем, пик популярности фильмов про «коварных индейцев и благородных ковбоев»  пришелся на середину прошлого века – эпоху, когда никто и слыхом ни слыхивал о таком понятии, как политкорректность. Явление это бурным цветом расцвело в Америке в 90-х и во многом ограничило артистов в свободе самовыражения. Появились всевозможные предупреждения, ограничения, эвфемизмы и  обтекающие формулировки. К ним давно уже привыкли представители масс-культа, и если условные и порой весьма зыбкие границы дозволенного всё же нарушаются, то, по моему глубокому убеждению, делается это сознательно.

Я сильно сомневаюсь, что музыканты NoDoubt не задумывались о возможных последствиях, снимая видео, в основе которого лежит довольно деликатная глава из истории великой страны. Отклик последовал незамедлительно. Сюжет профессионально снятого видеоклипа вызвал волну протеста среди представителей коренных народов Северной Америки – ролик якобы оскорбил культурные ценности американских индейцев. Согласно всем канонам пресловутой политкорректности, ресурс YouTube запретил клип к просмотру, а музыканты извинились. Извинились и привлекли к себе дополнительное  внимание. Оно сейчас некогда знаменитым артистам ох как необходимо для раскрутки первого за последние 11 лет альбома.

Похожей опале на днях подвергся и кустарный видеоклип российского коллектива «Рабфак». Ролик представляет собой монтаж находившихся в свободном доступе на YouTube видеофрагментов с участием представителей кавказских республик. Песня называется «Хватит кормить Канзас», и не нужно обладать сверхинтеллектом, чтобы уловить её месседж. По словам музыкантов «Рабфака», их клип был удален со стандартной для YouTube формулировкой – «за непристойное или шокирующее содержание». Известные своим протестным творчеством артисты полагают, что столкнулись с фактом политической цензуры, что противоречит 29-й статье российской Конституции, гарантирующей свободу слова. Россия, в отличие от Америки, никогда политкорректностью не бравировала, и у артистов главным мерилом границ дозволенного в творчестве была и остается самоцензура. Музыкантов «Рабфака» можно понять, они поют о той жизни, какую видят, и это их право. Жизнь сложна и зачастую не оставляет места политкорректности. Однако не стоит забывать и об ответственности. Как сказал персонаж Джона Траволты в фильме «Криминальное чтиво»: «Если играешь со спичками, надо помнить о том, что можно обжечься».

Неслабый резонанс на запрещенные к показу музыкальные ролики по обе стороны океана лишний раз демонстрирует не столько озабоченность соответствующих органов власти возможными последствиями – как некоторые пытаются трактовать прецедент – сколько ответственность YouTube перед своими пользователями. И без того наэлектризованному информационному полю сейчас меньше всего нужны артистические провокации, ведь именно таковыми оба демарша по факту и являются. Я не защищаю YouTube, меня так же, как и многих, бесит реклама в начале роликов и ограниченный доступ к контенту «по географическому признаку». Просто мне, возможно, в силу отчаянной любви к музыке категорически не нравится участие артистов в «чужой» игре. Это пусть и с хорошей миной, но плохая игра.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............