«Вторая волна»

@ из личного архива

26 ноября 2012, 16:50 Мнение

«Вторая волна»

Стереотип общественного мнения: в России почти не осталось собственного производства, все делать разучились, сплошная отверточная сборка, экспорт энергоресурсов, наука в упадке.

Игорь Кириченко

коммерческий директор компании Naumen

Стереотип общественного мнения: в России почти не осталось собственного производства, все делать разучились, сплошная отверточная сборка, экспорт энергоресурсов, наука в упадке. Так вот, отечественная индустрия ИТ – это одна из немногих весьма уважаемых областей, которая уже стала заметна в структуре ВВП. В 2011 году в России объем рынка ИТ оказался лишь вдвое меньше всего автомобильного рынка (30 млрд долларов против 65 млрд долларов).

Стереотип общественного мнения: в России почти не осталось собственного производства

Важность ИТ для развития многих отраслей невозможно переоценить. Отрасли телекоммуникации вообще не существовало бы. Банки и розничные сети не смогли бы комфортно обслуживать клиентов. Электроэнергетика, промышленность, машиностроение испытывали бы серьезные неудобства и непрозрачность в контроле своих технологических процессов. Все отрасли сейчас проявляют интерес к ИТ-решениям, способным поднять производительность труда, повысить качество обслуживания клиентов и снизить себестоимость. ИТ-директора входят в состав правления многих компаний на равных правах с коммерческими директорами. ИТ уважают, и часто получается так, что только при применении ИТ-решений компания может добиться победы в конкурентной борьбе.

Понятно, что не вся доля рынка в России достается отечественным поставщикам, присутствие западных игроков и технологий заметно. Однако российские компании уверенно держат 50% и более в довольно большом числе ниш. Поиск в интернете? «Яндекс», а не Google. Социальная сеть? «ВКонтакте», а не Facebook. Антивирус? «Лаборатория Касперского», а не Symantec. Бухгалтерия? 1С, а не Axapta. Можно продолжать, занятых «нами» рынков еще много: электронный документооборот, контактные центры, системы управления ИТ-подразделениями... Это не голословно, это подтверждают уважаемые аналитики из IDC, DSS, Gallup и т. п.

Недоброжелатели могут парировать, мол, российское ПО – это как «Газель» в пассажироперевозках. Да, у «Газели» доля рынка в Москве в 2011 году была 90%, но не от лучшей жизни, и, мол, со временем иностранцы возьмут свое. Но, в отличие от истории с «Газелью», потребителям, как частным, так и корпоративным, никто не мешает делать свободный выбор.

Америка пока недосягаема, а вот в Европе, пожалуй, только у Германии есть внушительная собственная «мировая» индустрия ИТ, местные поставщики держат хорошие доли рынков в стране и за ее пределами, немалый вклад делает и небезызвестный SAP AG. Но кто из нас в ежедневной работе встречается, к примеру, с софтом французской разработки? А скандинавской? А вот весь мир еще с начала 2000-х с удовольствием пользуется «Касперским», ABBYY и большим числом более нишевых корпоративных решений.

В прошлом, 2011 году объем экспорта ИТ (прежде всего продажи ПО и заказной разработки) обогнал объем экспорта алмазов (4 млрд долларов против 3,8 млрд долларов). Эксперты прогнозируют в ближайшие годы продолжение устойчивого роста экспорта не менее чем по 25% в год. Чем не пример избавления от ресурсной зависимости! Этот рост будет призвана обеспечить «вторая волна» российских завоевателей. Сегодня уже половина отечественных ИТ-компаний с оборотом выше 5 млн долларов серьезно посматривает за границы русскоговорящих рынков.

И если ряд отечественных разработчиков на местном рынке можно было бы обвинить в использовании стратегии импортозамещения по низкой цене, то в экспортной стратегии практически все генеральные директора наших компаний в интервью отмечают успехи в конкурентной борьбе не по причине дешевых решений, а по причине самых современных технологий и лучшего соотношения цена/качество.

Экспансия не ограничивается каким-то одним регионом, на каждом континенте есть успехи. Особенно там, где рынки стремительно растут. CBOSS успешно завоёвывает сотовых операторов в Африке. SpeechPRO рапортует о масштабных проектах по голосовой аналитике в Латинской Америке. Noda атакует рынок аутсорсинга контактных центров в Азии.

Авиапром, сельское хозяйство, многие другие, к великому сожалению, до сих пор живут за счет гигантских дотаций от государства. ИТ – отрасль молодая, не успевшая пристраститься к этому наркотику. Да, ИТ-компании отмечают высокое значение налоговых льгот, но по-крупному предоставлены сами себе и внимательного куратора со стороны министерства не ощущают. Поэтому во всем, чего отрасль добилась на сегодня и на какие перспективы нацеливается, ИТ-компании могут рассчитывать только на себя. Это очень важный посыл и мотивация для тех молодых специалистов, кто хочет ассоциировать себя с ИТ. Девиз ИТ: самостоятельность, ответственность, результат.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............