«Спрос на новые институты»

@ <a href= http://www.russia-today.ru target=_blank>russia-today.ru</a>

15 ноября 2012, 11:50 Мнение

«Спрос на новые институты»

В настоящее время наблюдается последовательное усиление роли стран БРИКС в мировой политике и экономике. Сам БРИКС из неформального объединения может вскоре превратиться во влиятельный межгосударственный блок, активно вовлеченный в систему глобального регулирования.

Борис Хейфец

главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

В настоящее время наблюдается последовательное усиление роли стран БРИКС в мировой политике и экономике. Сам БРИКС из неформального объединения может вскоре превратиться во влиятельный межгосударственный блок, активно вовлеченный в систему глобального регулирования.

Вклад России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС составил 7,5 млрд долларов

Как следует из недавно опубликованного прогноза ОЭСР «Взгляд на 2060 год: глобальное видение долгосрочного роста», на входящие в БРИКС Китай и Индию в 2060 году будет приходиться 46% мирового ВВП (по ППС). Это больше, чем суммарно будут давать США, Япония и государства еврозоны. По данному показателю Китай превзойдет США уже в 2016 году. Рынок стран БРИКС – самый емкий в мире, на них уже сейчас приходится 43% населения Земли, рост доходов которых будет существенно опережать среднемировые показатели.

В этой связи появляется спрос на новые институты, которые станут инструментом реализации общих интересов государств БРИКС.

Банк развития

Одним из них должен стать многосторонний Банк развития (БР) БРИКС. Инициатива его создания была выдвинута Индией на Делийском (март 2012 года) саммите БРИКС. А окончательное решение, скорее всего, будет принято на очередном саммите БРИКС в ЮАР в марте 2013 года.

В то же время современная концепция БР БРИКС может не дать необходимого толчка для активизации взаимного инвестиционного сотрудничества. В Делийской декларации отмечается основная цель БР – мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Иными словами, БР сосредоточится на долгосрочных многосторонних проектах и проектах в третьих странах. При этом Россия не будет играть особой роли в принятии решений, для которых, вероятно, будет  необходимо согласие всех членов банка. На другие условия, например, количество голосов, пропорциональное доле в уставном капитале БР, Россия не согласится, так как российский взнос в капитал банка вряд ли превысит 5–10 млрд долларов. Например, вклад России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС  составил 7,5 млрд долларов, а в капитал самого банка (1,5 млрд долларов) – всего 1 млрд долларов. Поэтому создание БР БРИКС будет иметь для России прежде всего геополитическое значение.

Правда, есть и иные взгляды на БР БРИКС. Заместитель министра международных отношений и сотрудничества ЮАР Ибрахим Ибрахим считает, что его главной задачей станет стимулирование торговли между странами группы. Ожидается, что он будет предоставлять кредиты в национальной валюте (ЮАР предложит разместить штаб-квартиру банка БРИКС у себя – замминистра международных отношений и сотрудничества – прим. автора). Но это противоречит мировой практике, где основной задачей многосторонних банков развития является льготное финансирование инвестиционных проектов.

Банк международных расчетов БРИКС

В данной связи заслуживает внимания вопрос о создании Банка международных расчетов стран БРИКС (БМР БРИКС). БМР БРИКС мог бы проводить многосторонние расчеты и платежи в национальных валютах, а также кредитование временных дефицитов при таких расчетах. Его уставный фонд полностью или в значительной части мог бы формироваться за счет взносов в национальных валютах. В таком случае Россия могла бы предложить сравнимый с Китаем вклад.

Незаинтересованные страны БРИКС могли бы не принимать в нем участия. С другой стороны, в БМР БРИКС могли быть приняты и страны, не входящие в БРИКС, что также способствовало росту международного авторитета национальных валют стран БРИКС.

Значение такого банка возрастает в связи с неустойчивостью положения ведущих мировых валют и хорошим потенциалом роста в мировой валютно-финансовой системе валют стран БРИКС, особенно юаня. В докладе Всемирного банка и Центра исследования проблем развития Госсовета КНР «Китай 2030. Построение современного, гармоничного и креативного общества высоких доходов» прогнозируется, что китайский юань станет мировой валютой после 2025 года, а к 2035 году на него будет приходиться 12% международных валютных резервов (China 2030: Building a Modern, Harmonious and Creative High Income Society. Conference Edition. Washington. 2012 – прим. автора). В 2010 году доля валют стран БРИКС в общем объеме мировых валютно-обменных операций (учитывается по базе не в 100%, а в 200%) составила уже 4,1% (в 1998 году соответствующий показатель был всего 1%).

БМР БРИКС стал бы ключевым звеном устойчивой системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах между пятью странами БРИКС. Пока Россия перешла на расчеты в национальной валюте только с Китаем. В 2011 году объем торгов на Шанхайской валютной бирже парой рубль-юань превысил 22 млрд рублей, что больше объемов аналогичной торговли между юанем и британским фунтом (расчеты в национальных валютах между странами БРИКС способствуют решению проблем мировой экономики – участники бизнес-форума организации – прим. автора).

Создание БМР БРИКС способствовало не только расширению взаимной торговли, но и активизации инвестиционного сотрудничества. Он мог бы стать важнейшим инструментом практической реализации подписанного в 2012 году в Дели соглашения о взаимном предоставлении странами БРИКС кредитов в национальных валютах.

Кроме того, странам БРИКС было бы целесообразно договориться на двусторонней или многосторонней основе о возможности использования в инвестиционных целях государственных и корпоративных задолженностей. Такой опыт имеется в российско-индийских отношениях, когда часть индийской задолженности России, доставшейся в наследство от СССР, была использована для инвестиций в Индию. Но эта договоренность касалась только старой задолженности, а определенные торговые дисбалансы могут накапливаться в течение среднесрочных периодов и в настоящее время. Они могут возникать и вследствие кредитования, в том числе по линии государственных корпоративных структур. Одним из вариантов нивелирования подобных дисбалансов могут стать инвестиции кредитора.

Двусторонние фонды прямых инвестиций

Важную роль для осуществления взаимных ПИ могли бы сыграть двусторонние совместные фонды ПИ стран БРИКС, которые отбирали бы и реализовывали инвестиционные проекты. Такие фонды доказали свою инвестиционную эффективность, тщательно отбирая проекты и привлекая дополнительные частные инвестиции. В 2011 году был создан российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) с капиталом под управлением свыше 2 млрд долларов. Предусматривается, что не менее 70% его капитала будет инвестироваться в проекты на территории России и других стран СНГ, до 30% – в китайские проекты с участием российских компаний. Первой сделкой РКИФ стала покупка миноритарной доли в капитале лесопромышленной группы Russia Forest Products за 200 млн долларов. Эти инвестиции обеспечат создание 1 тыс. новых рабочих мест и переориентацию предприятия с продажи сырья на поставку продуктов деревообработки. На Китай приходится более 90% экспортных поставок Russia Forest Products.

В целом такие двусторонние фонды могли бы стать первой ступенью управления взаимными инвестициями стран БРИКС. Второй же ступенью мог бы стать БР БРИКС, который бы участвовал в управлении и формировании двусторонних фондов ПИИ. В случае реализации этой двухступенчатой схемы экономический эффект инвестиционной деятельности БР БРИКС для России мог бы быть более ощутим.

Антикризисный фонд БРИКС

Новым финансовым институтом стран БРИКС может стать Антикризисный фонд (АФ) БРИКС. Рассматриваются различные варианты формирования фонда: за счет взносов в американских долларах или за счет использования механизма специальных прав заимствования – валюты МВФ. Есть предложения о вкладе в капитал средств в национальных валютах стран БРИКС. Это предполагает согласование их центральными банками системы двусторонних валютных свопов и соответствующей курсовой политики. Целью АФ будет предоставление финансовой помощи странам, которые столкнутся с дефицитом платежных балансов. Средства АФ также будут использоваться для предоставления чрезвычайных кредитов в «непредвиденных случаях».

Учитывая возможный объем средств АФ – до 240 млрд долларов, он станет реальной альтернативой существующим международным организациям: МВФ и Всемирному банку. Как известно, страны БРИКС в 2012 году приняли решение об увеличении своего вклада в резервы МВФ на сумму примерно в 75 млрд долларов (Китай – 43 млрд, Бразилия, Индия и Россия – по 10 млрд и ЮАР – 2 млрд), т. е. в три раза меньше возможных новых обязательств по АФ БРИКС. Средства для МВФ пока только зарезервированы.

Однако ответного отклика в виде положительного решения по поводу усиления своей роли в глобальном финансовом регулировании они не получили. Поэтому можно предположить, что создание АФ БРИКС – это серьезный вызов развитым странам, занимающим ведущие позиции в МВФ. И новый поворот в реформировании международной валютно-финансовой системы.

Правда, возникают вопросы. Как и кем будет управляться АФ? Могут ли в него войти другие страны – и на каких условиях? Какие могут быть санкции в случае несоблюдения отдельными странами БРИКС своих обязательств по АФ? Как будут строиться отношения АФ и МВФ, и смогут ли отдельные страны БРИКС в случае необходимости пользоваться кредитами МВФ? Надеюсь, что страны БРИКС с помощью специально созданной комиссии найдут ответы на эти и другие подобные вопросы.

Таким образом, процесс институционализации БРИКС пошел, и его уже нельзя остановить. А это в перспективе принципиально изменит существующую картину международных отношений.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............