«Где эта грань?»

@ islamsng.com

5 октября 2012, 18:47 Мнение

«Где эта грань?»

Нас волнует: как будет определяться, по какому критерию наличествует оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан? Как разделить подвижные эмоции от жёстких границ морали?

Дамир-хазрат Мухетдинов

первый зампред Духовного управления мусульман Европейской части России

Наша позиция о законе в защиту религиозных чувств верующих общеизвестна. В целом в процессе обсуждения мы были за принятие данного закона и приветствовали его принятие Думой.

Должна быть целостная культурно-духовно-правовая среда, где свет дан всему живому и здоровому

Но жизнь непроста, и потому сейчас я озвучу наше (от имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России) единственное «но» – это наш первый вопрос по итогам голосования в Госдуме.

Нас волнует: как будет определяться, по какому критерию наличествует оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан? Где эта грань – между оскорблением или неоскорблением? Ведь у каждого свои понятия об этом. Свой субъективный внутренний ритм эмоций, свой внутренний кодекс поведения. Как разделить подвижные эмоции от жёстких границ морали? Ведь одним мораль кажется объективной данностью, у таких людей, по слову Канта, есть «внутренний закон в себе». А кто-то и слышать об этом не хочет, полагая мораль сферой предельно субъективной, а религиозные каноны – отжившим остатком Средневековья. То, что было «нормой вещей» в советское время, сейчас стало оскорблением.

Из-за этой проблемы – я бы назвал её психологией правоприменения – как бы этот в целом нужный и позитивный закон не свёлся к способу сведения счётов.

Вот в чём вопрос. И корни его, как мы неоднократно отмечали, в культуре и психологии людей постсоветской России. А важнейшая характеристика нашего времени – это общество, потерявшее за 70-летие советской власти культуру религии и межнациональных отношений. Мы только начали восстанавливать эти традиции, все религии и все нации.

Какие ценности для вас более приоритетны при анализе жалоб на оскорбления религиозных чувств?


Результаты
278 комментариев

Но есть мощная инерция советизма, плюс враги нашей страны именно здесь усердно внедряют свои провокативные технологии. Провокации как против мусульман, так – в последний год – и против православия. Но остра проблематика также и вокруг далай-ламы у буддистов, много проблем у протестантов.

Да, мы считаем эффективной криминализацию оскорблений чувств верующих. Мы считаем, что тюремный срок будет эффективной мерой наказания за оскорбление чувств верующих. Но лишь одними строгостями и наказаниями, как известно, не лечится и тем более не искореняется никакая болезнь, отклонение – ни в личном, ни в социальном поведении.

Потому второй вопрос, который пора ставить как крайне актуальный, таков. Я писал уже об этом в своём блоге в ЖЖ. Наша задача – создать в постсоветское время новую культурно-духовно-правовую среду, где преступления против чувств верующих являются или маловероятными, или вовсе немыслимыми для большинства населения.

Сама способность к таким преступлениям должна в общественном сознании уйти в то же маргинальное поле, как, скажем, зоофилия, каннибализм или фашизм. А для этого нужно силами интеллигенции, экспертного и педагогического сообщества изучить КОРНИ явления, той размытости морали традиций, которая осталась нам в «нагрузку» от советского тоталитаризма. Иначе эти явления будут воспроизводиться постоянно и постоянно разрушать нашу гражданскую жизнь, а подчас и безопасность страны.

Я также уверен, что из анализа КОРНЕЙ надо сделать конкретные и деловые выводы – в первую очередь в педагогике и в СМИ. Вспомним, как такой русский философ, как Дмитрий Мережковский, ещё в начале ХХ века прозревал нашу ситуацию и назвал явление «Грядущий хам» – вот хам к нам и нагрянул... А нам нужна великая, сильная и... нехамская Россия. К известной формуле Петра Столыпина я бы сейчас добавил именно вот такую характеристику.

Но противники принятого закона уже твердят о «нарушении прав человека» и о введении цензуры. Во-первых, человек, если он хам, нахал, хулиган или террорист, выводится за рамки доступа ко всем благам общества, в том числе праву на полную свободу слова. Этот регулятор-ограничитель есть во всех развитых демократических законодательствах мира.

Напоследок всем, кто «боится цензуры», скажу следующее. Для мусульман тут проблем нет, хотя мы используем несколько иные термины. Так, к примеру, первое, чему мы в жизни учим наших детей, – это различать (по стишку Маяковского для детей), «что такое хорошо и что такое плохо». У нас это называется – аль-Фуркан (различение). И есть ясные границы между ХАЛЯЛЬ (добрым и дозволенным) и ХАРАМ (вредным и запрещённым). Кстати, такому подходу к жизни учит всякая религия. Впрочем, аналогом являются «правила безопасности» во всех сферах быта и технологии – от применения розеток в доме и правил для стиральной машины до правил дорожного движения.

А те, кто пугается «цензуры», видимо, не знают простую и мудрую формулу, сказанную вовсе не «заядлым исламистом», а совестью России, православным по вере академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым: «Культура начинается с одного – с запретов».

Да, мы в Совете муфтиев России, в целом в мусульманском сообществе России осознаём, насколько эта сфера тонкая, должны быть социальные, интеллектуальные инструменты, чтобы запреты вновь не зажали нас (как при советской власти) в тиски тоталитаризма. Однако есть полная убеждённость в том, что нигде и никакое общество не сможет долго существовать ни без этики религии, ни без правил пользования утюгами и стиральными машинами, ни без правил дорожного движения.

Должна быть целостная культурно-духовно-правовая среда, где свет дан всему живому и здоровому. А ВСЁ ДЕСТРУКТИВНОЕ И МАРГИНАЛЬНОЕ – ВЫТЕСНЕНО КОНСТРУКТИВНЫМ.

Источник: Сайт Общественной палаты РФ

..............