«Скелеты из шкафов полковника»

@ kagarlitsky.narod.ru

5 сентября 2011, 12:02 Мнение

«Скелеты из шкафов полковника»

В то время как массовая пресса в Соединенных Штатах радуется свержению ливийского тирана и поздравляет президента Обаму с успехом, экспертные комментарии демонстрируют совершенно иную, чтобы не сказать противоположную картину.

Борис Кагарлицкий

директор Института проблем глобализации, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД

В то время как массовая пресса в Соединенных Штатах радуется свержению ливийского тирана и поздравляет президента Обаму с успехом, экспертные комментарии демонстрируют совершенно иную, чтобы не сказать противоположную картину. Бывший посол Америки в Ираке Кристофер Хилл констатирует, что в НАТО окончание ливийской операции встретили «скорее с облегчением, чем с радостью», и предупреждает своих читателей, что не стоит ждать благодарности от победителей в Триполи. К огорчению американского дипломата, новые ливийские власти воспринимают победу исключительно как свою собственную, а повстанцы уже не вспоминают о том, насколько западная авиация облегчила их марш на Триполи. Хуже того, констатирует Хилл, эти люди, которые хотели нашего вмешательства, теперь хотят, «чтобы мы убирались» (they want us gone). Предстоящие выборы ничего хорошего в этом смысле не сулят, не стоит надеяться, что власть, которую они сформируют, будет удобна для американцев.

Выбор, который арабы предлагают западным поборникам демократии, состоит в том, чтобы решить: уходят они красиво или не совсем красиво

Проблемы Запада в Ливии усугубляются тем, что эта страна при небольшом населении имеет достаточно жизнеспособную экономику, не нуждающуюся во внешней помощи. С того момента, как ливийские счета в Европе и США оказываются размороженными, а производство нефти начинает возвращаться в нормальный ритм, страна оказывается вполне способна развиваться самостоятельно. Режим Каддафи шел на одну уступку за другой, поскольку нуждался в одобрении Запада, чтобы исправить свою дурную репутацию и предотвратить интервенцию по иракскому образцу. Новые власти в Триполи этих проблем не имеют. Зато у них появилась возможность создать кучу проблем европейским и американским политикам. В руках у них оказалось мощнейшее политическое оружие – компрометирующие документы.

После завершения боев в Триполи я предупреждал, что оружие может быть вскоре использовано новой властью для давления на своих недавних союзников. Однако даже я не ожидал, что это случится так скоро. Уже 1 сентября «Аль-Джазира» начала публиковать секретные материалы, переданные её продюсеру Джамалю Элшайалю (Jamal Elshayyal) повстанцами, разбирающими архивы тайной полиции Каддафи. Журналист утверждает, что нашел эти документы случайно и вынес их самовольно. Быть может, это так и есть – во время революционного хаоса происходит много непредвиденного. Но быстрота и простота, с которой появились на свет документы, наводит на подозрение, что произошло это не совсем случайно.

Так или иначе, но обнародованные материалы дают совершенно скандальную картину взаимодействия свергнутого режима и американских политиков. Выясняется, что последние документально зафиксированные контакты между правительством Каддафи и американцами имели место 2 августа, спустя несколько месяцев после начала «гуманитарной интервенции» НАТО и всего за три недели до победоносной атаки повстанцев на Триполи.

Встречался с ливийцами Дэвид Уэлш (David Welch), бывший заместитель госсекретаря США при Джордже Буше. В свое время именно Уэлш помог восстановить дипломатические отношения между двумя странами в 2008 году. В Вашингтоне он известен как человек, тесно связанный с нефтяными корпорациями, а после отставки с госслужбы работал на компанию Bechtel, занимающуюся крупными строительными проектами на Ближнем Востоке. Формально к действующей администрации Уэлш отношения не имеет, но содержание разговора, состоявшегося в Каире, однозначно свидетельствует, что представлял американец не только самого себя. В протоколе беседы черным по белому записано, что Уэлш обещает передать содержание переговоров администрации США, влиятельным людям в Конгрессе и других вашингтонских структурах.

Самым скандальным моментом беседы было, конечно, обсуждение американского опыта контрповстанческих операций и его возможное применение в Ливии. Как нечто само собой разумеющееся говорилось о сотрудничестве секретной службы Каддафи с американскими коллегами, причем Уэлш указывал ливийцам на необходимость в дальнейшем действовать через Израиль. Упоминание о сотрудничестве с израильтянами идет в документах как нечто само собой разумеющееся. Прямое взаимодействие и открытый обмен информацией между структурами Каддафи и американской разведкой в условиях военного конфликта становится невозможным, но информацию можно сбрасывать через израильтян, заинтересованных в сведениях о деятельности исламистов. Уэлш также обсуждал, как восстановить репутацию Каддафи на Западе после разгрома повстанцев – для этого требовалось продемонстрировать способность режима гарантировать военно-стратегические интересы США, выступив борцом против «Аль-Каиды*».

Наконец, в качестве наиболее эффективного решения кризиса Уэлш предлагал своего рода «каддафизм без Каддафи», когда лидер формально уходит в тень, передавая власть менее скомпрометированным фигурам, продолжая контролировать ситуацию из-за кулис. Мысль о  том, что именно таков был первоначальный западный сценарий для Ливии, высказывалась несколькими аналитиками, включая автора этих строк, но теперь мы получаем её документальное подтверждение.

Совершенно предсказуемо вашингтонские власти постарались свести ущерб к минимуму, указывая на то, что упомянутые в документах американцы не были официальными представителями администрации, тогда как в арабском мире, напротив, при обсуждении этой истории подчеркивается, что речь идет о «высокопоставленных» фигурах, связанных с властью.

Однако, в конечном счете, важно не то, насколько тесными были связи этих американцев с действующим правительством в США. С одной стороны, обнародованные документы лишний раз дают представление о том, что представлял собой свергнутый режим, на защиту которого бросились российские патриоты и некоторые левые, до сих пор повторяющие слова о «самостоятельной политике» Каддафи и его «сопротивлении Западу». Но с другой стороны, вопрос об оценке режима свергнутого полковника относится уже к сфере истории. Куда важнее то, что компромат на западных политиков сегодня становится оружием новых властей Триполи в борьбе за будущее страны. Худшие опасения посла Хилла подтверждаются. Ливийцы хотят свести к минимуму роль Америки в регионе. Они устанавливают дипломатические отношения с Тегераном, где восторженно приветствуют ливийскую революцию, укрепляют отношения с Францией, стремящейся оттеснить США с ведущего места в зоне Средиземноморья, налаживают связи с арабскими соседями. Выступая на встрече «друзей Ливии» в Париже, новое руководство Триполи не упускало случая поблагодарить французов за особую роль, которую они играли в произошедших событиях, и намекнуть на то, что президенту Саркози приходилось преодолевать сопротивление своих партнеров по западной коалиции.

В те самые дни, когда в Париже собрались «друзья Ливии», лондонский The Independent опубликовал рассказ одного из наиболее влиятельных повстанческих военных лидеров Абдулхакима Белхаджа, подробно поведавшего известному журналисту Патрику Кокборну о том, как он был схвачен американцами в Азии, как его пытали агенты ЦРУ, а потом передали ливийским коллегам, которые продолжали мучить его в знаменитой тюрьме Абу Салим. Когда англичанин спросил собеседника, не изменилось ли теперь его отношение к  американцам, ставшим союзниками «свободной Ливии», командир повстанцев коротко ответил: «Такое простить трудно» (The Independent, 2/09/11. p. 5).  #{image=548501}Пока что мы видели лишь первый залп информационной войны. И он сразу же попал в цель. То, что победившие повстанцы вытаскивают сегодня из архивов режима, – не информационный мусор, наполняющий сайт Wikileaks, скандальный, но совершенно безопасный, а настоящие политические документы, способные нанести реальный ущерб тем, кто в них упомянут, и ещё многим другим. Со времени публикации большевиками секретных договоров Антанты ничего подобного в мире не было. Если война компроматов будет продолжена, то скелеты, выпущенные из шкафов полковника, будут толпами расхаживать по улицам западных столиц и стучаться в двери всех ведущих изданий. Отношения Запада с Каддафи знали периоды яростной враждебности и нежной дружбы, но теперь, когда задним числом ливийский правитель окончательно записан в злодеи и тираны, любые сведения о контактах, дружбе и совместном бизнесе с ним оказываются катастрофическими. А контакты эти были самые тесные и активные.

Американская политика в регионе попала в ситуацию, описанную в гениальном романе «Уловка 22». Любой ответ оказывается неудачным. Выбор, который арабы предлагают западным поборникам демократии, состоит в том, чтобы решить: уходят они красиво или не совсем красиво. Причем западная риторика насаждения демократии оборачивается теперь против самих пропагандистов. Если вы действительно желаете, чтобы мы строили свободное и демократическое общество, вы должны уйти и не мешать нам самим разобраться с нашими проблемами. А если вы не хотите помогать нашей демократии, то вы тем более должны отсюда уйти.

Известный американский специалист по Среднему Востоку Тэд Ролл (Ted Rall) констатирует: после освобождения Ливии от Каддафи начинается новая борьба – за освобождение страны от последствий иностранной интервенции. Если исход первой борьбы был решен силой оружия, то исход второй решат политика и дипломатия. Судя по тому, как развиваются события, результат может оказаться отнюдь не в пользу Америки.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............