«Не оружие побеждает на поле боя»

@ из личного архива Владислава Шурыгина

6 июня 2011, 18:25 Мнение

«Не оружие побеждает на поле боя»

Тема оружия пятого поколения является, на мой взгляд, спекулятивной. Спекулятивность заключается в том, что понятие «поколение» не определяет по-настоящему боеготовность армии и способность этой армии выиграть ту или иную войну. На самом деле на первом месте была и остается более сложная система ценностей.

Владислав Шурыгин Владислав Шурыгин

военный эксперт

Тема оружия пятого поколения является, на мой взгляд, спекулятивной. Спекулятивность заключается в том, что понятие «поколение» не определяет по-настоящему боеготовность армии и способность этой армии выиграть ту или иную войну. На самом деле на первом месте была и остается более сложная система ценностей. Это умение вообще владеть техникой, это организация, способность армии к мобилизации и то, что называется «военная машина», – стратегия, тактика и боевое управление. Все это вместе определяет или не определяет возможность той или иной армии побеждать.

Мы должны признать, что американцы опередили нас примерно на десять лет

Тем не менее оружие должно совершенствоваться. И сейчас существуют два пиковых направления в вооружении, которые активно обсуждаются и действительно в какой-то степени определяют будущее армии. Это тема – в кавычках – самолета пятого поколения и – тоже в кавычках – танка пятого поколения.

Почему эти темы являются стратегическими? Потому что сам прорыв в это «пятое поколение» – это скорее прорыв технологий. И страна, обладающая такими технологиями, переползает в новое технологическое состояние, в результате которого она получает целый ряд преимуществ, в том числе стратегических, над странами, в которых этого нет.

Самолет «пятого поколения» – это не некий плюсик, не что-то непонятное, что просто обсуждается. На самом деле он очень резко отличается от всех предыдущих. Если очень коротко – это самолет, который имеет принципиально новый двигатель, позволяющий летать на сверхзвуке в бесфорсажном режиме (это максимальный режим работы двигателя, в котором любой двигатель может работать только ограниченное время). Это означает революцию в технологиях производства обработки металла, тех же двигателей, в материаловедении. Вторая особенность этих самолетов – малозаметность. Если предыдущие самолеты «стелс» – F117 или F1 – не могли вести полноценный бой и использовались только в определенных условиях, ночью и обычно в плохую погоду, то на новом уровне эти технологии должны быть внедрены в самолеты, решающие полный спектр задач.

#{smallinfographicright=384280}Третье отличие – совершенно новый «борт»: набор приборов управления, боевого управления, средств, позволяющих обнаруживать противника, наносить удары, получать информацию. Машина становится продолжением летчика, там речь идет уже об адаптированных системах, замкнутых на физиологии летчика, когда, например, летчик, повернув голову и увидев цель, может, не делая никаких манипуляций, произвести пуск ракет. Такой самолет становится стратегическим. Минимальная дальность полета такого самолета составляет 4–5 тысяч километров.

Эти громадные требования, которые необходимо вместить в один борт, являются стратегическим порогом, за которым начинается технологическое будущее. Это требует таких громадных затрат, что нужны прорывы практически во всех даже смежных областях. Страны, которые смогут позволить себе такие расходы, переходят на новый технологический уровень.

Мы должны признать, что американцы опередили нас примерно на десять лет. У американцев уже в строю эти самолеты: F-22 «Раптор». Они уже несут боевое дежурство, и американцы исследуют эти самолеты и опыт их применения. Мы же сейчас, если точнее сказать, медленно подползаем. Я в эти слова не вкладываю ничего уничижительного, потому что громадные затраты позволяют только понемногу подходить к нему. Еще недавно мы смогли поднять самолет в воздух, сейчас мы доводим до ума тот самый двигатель, занимаемся «бортом». Примерно так же двигаются китайцы, но отстают от нас на четыре или пять лет.

С танком пятого поколения картина качественно другая. Он точно так же является сгустком новейших современных технологий. Но танка пятого поколения нет ни у кого. То, что сейчас есть на вооружении в западных странах, последние модификации американского «Абрамса» или немецкого «Леопарда» – всего лишь поколение четыре плюс. Так же, как наш российский Т-90.

До сих пор мы не ответили себе на вопрос – нужен ли танк пятого поколения. Если в воздухе без самолета пятого поколения действительно не обойтись и военное развитие всех стран идет в сторону воздушного пространства и космоса, то сухопутный бой пока не определил жесткой необходимости в создании танка пятого поколения. Надо понимать, что создание такого танка упирается тоже в целую группу проблем. Первое – создание двигателя (который выдает не менее двух – двух с половиной тысяч лошадиных сил). Сейчас такого двигателя в российской армии нет, и нет даже перспективы. Вторая проблема – защищенность танка. Такой защиты нет у нас, и частично, в зачаточном состоянии она существует на Западе. Третье – проблема оружия, которое должно быть принципиально новым. Оно должно обладать повышенными возможностями по сравнению с теми, что сейчас есть. Четвертая группа – «борт», аппаратура. Когда появится танк пятого поколения, сказать не может никто. Военное ведомство пока даже не определилось с обликом – что оно хочет получить от такого танка.

Повторюсь, оружие пятого поколения – чрезвычайно интересная тема, но нужно понимать, что не само оружие побеждает на поле боя, но от оружия во многом зависит технологическое состояние страны.

Источник: Russia.ru

..............