«Сказки про мальчика из деревни»

@ kagarlitsky.narod.ru

17 июня 2011, 12:42 Мнение

«Сказки про мальчика из деревни»

Самое удивительное с ЕГЭ – это то, что все скандалы, которые происходят, были предсказаны заранее. Это как в научной фантастике, когда точно описано будущее событие. О том, что в Интернете будут выложены результаты, и о том, что после Владивостока решать задания по ЕГЭ нет никакого смысла, потому что они будут стопроцентно известны всей остальной стране, говорилось уже три года назад.

Борис Кагарлицкий

директор Института проблем глобализации, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД

Самое удивительное с ЕГЭ – это то, что все скандалы, которые происходят, были предсказаны заранее. Это как в научной фантастике, когда точно описано будущее событие. О том, что в Интернете будут выложены результаты, и о том, что после Владивостока решать задания по ЕГЭ нет никакого смысла, потому что они будут стопроцентно известны всей остальной стране, говорилось уже три года назад.

#{best_opinions}Самое забавное даже не это. Когда я стал обсуждать этот скандал с прошлогодним выпускником, он сказал: «А что? В прошлом году было то же самое. Мы все всё списали, я не знаю даже никого, кто бы не списал. Им просто понадобился год, чтобы это обнаружить».

Нам говорят о новациях, о демократизации. Начнем с того, что система построена на тупом формализме, тупом контроле. Любая попытка неформального подхода к ученику невозможна в тестовой системе. Защитники ЕГЭ говорят – но ведь и раньше списывали на экзаменах. Правильно. Но раньше списывание на экзаменах не было проблемой. Если ученик готовится к устному экзамену и даже залез в учебник или шпаргалку, то я как преподаватель задам ему дополнительный вопрос. И сразу выясню, списал он или нет. Часто преподаватели вообще не мешают студенту списывать. Нас не это волнует. Нас волнует понимание предмета. И как раз этот момент тестами не проверяется.

Мы создали систему, в которой невозможен контроль именно знаний и понимания, – мы имеем либо контроль памяти, либо соревнование технических навыков: мы у них отнимем мобильные телефоны, они достанут вторые. Мы второй отнимем, а у них третий еще где-нибудь запасен. А вообще, они уже давно не мобильным телефоном пользуются, а у них в ухе какой-то жучок. И вообще-то говоря, в шариковую ручку можно вмонтировать современное устройство. Единственный, кстати, способ – всех раздеть догола, как на зоне. Все равно все будет коррумпировано, продажно, но видимость контроля будет создаваться.

Второй пункт – нам говорят, что ЕГЭ – средство борьбы против коррупции. Мы получаем коррупцию в грандиозных масштабах. Сейчас происходит переход от ремесла к индустрии. Все поставлено на техническую основу, стало массовым, масштабным.

Что за этим стоит? Две вещи. Первое – нежелание защитников ЕГЭ вообще слушать специалистов, родителей, учителей, считаться с любыми аргументами. Они как попугаи повторяют одно и то же. И второе – нам все время рассказывают сказки про несчастного мальчика из далекой деревни, который, как Ломоносов, пешком придет и попадет в Высшую школу экономики. Наши интеллектуалы хотят, чтобы мальчика из деревни им доставили прямо в Высшую школу целеньким, живехоньким. Если вы, ребят, такие народники, поезжайте сами в деревню, поучительствуйте там, как делали настоящие народники. Хорошо, у нас вся Высшая школа экономики будет забита мальчиками из деревни и девочками из деревни, чтобы было все по гендерному равенству.

Для деревень, я уверяю вас, ситуация лучше не станет. Если там есть два мальчика, которые что-то могли, они уже ушли из этой деревни, из этой области, а в конце концов из этой страны уедут. Это будет для них только перевалочным пунктом. Ну хорошо, сколько мальчиков и девочек из деревень вы сможете поселить в Высшую школу экономики? А что с остальной страной-то делать? Пустыню оставить? Разрушить и уничтожить все вузы, которые там существуют?

Мы сталкиваемся с проблемой, когда элитарное образование хочет получить для себя определенные преимущества, уничтожив образование как таковое. Задача страны – качественное массовое образование. Это огромное количество людей, которые у себя на местах получают хорошие знания. Это хорошие университеты в провинциях. Это хорошие школы в каждой деревне. И это реальные равные возможности для всех. Надо вкладывать деньги туда. Отнять деньги у элитных вузов, обязательно отнять. И отдать эти деньги на сельские школы и провинциальные вузы. И тогда у нас не будет проблем с ЕГЭ, мы будем нормально сдавать экзамены.

Источник: Russia.ru

..............