«Все меньше друзей»

@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

15 ноября 2011, 08:55 Мнение

«Все меньше друзей»

Отставка Берлускони – подтверждение давно наметившейся тенденции. Уходят политики, с которыми у российских руководителей наладились тесные неформальные отношения. Им на смену выдвигаются те, кто готов к деловому, но отнюдь не дружескому общению.

Максим Юсин

заместитель (по международным делам) директора Института политических исследований, колумнист газеты ВЗГЛЯД

Владимир Путин стал одним из немногих мировых лидеров, кто так искренне и эмоционально оплакал уход с политической арены итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони. Друга и старшего товарища, которому Путин (так, во всяком случае, казалось со стороны) в чем-то даже старался подражать.

Такая вот четкая тенденция прослеживается в Европе. Все меньше друзей – все больше партнеров

Отставка Берлускони – подтверждение давно наметившейся тенденции. Уходят политики, с которыми у российских руководителей наладились тесные неформальные отношения. Им на смену выдвигаются те, кто готов к деловому, но отнюдь не дружескому общению. Первой ласточкой оказался германский канцлер Герхард Шредер. Для Путина он был своим настолько, что после отставки перешел работать в «Северный поток», не слишком заботясь о политической репутации на родине. Его сменила «железная фрау» Ангела Меркель – деловая, бесстрастная и холодная. Она – партнер, но не друг. Ей нельзя позвонить в любое время дня и ночи, попросив оказать товарищескую услугу на очередном евросаммите, пролоббировать тот или иной вопрос. То есть позвонить, конечно, можно, но нет никаких гарантий, что фрау Меркель откликнется на просьбу.

Теперь вот уходит Берлускони. Тот самый, который, идя навстречу Москве, препятствовал принятию в НАТО Грузии и Украины. Тот, кто активнее всех европейских лидеров продвигал идею отмены виз для россиян. Новый итальянский премьер Марио Монти – образцовый европейский чиновник. Сдержанный, расчетливый, умеющий контролировать эмоции. Ссориться с Кремлем он, конечно, не станет. Но и дружить так тесно, как Берлускони, летавший в Россию поужинать с Путиным и приглашавший его на свою виллу, едва ли будет.

На очереди еще один «неформальный партнер» Кремля: президент Франции Николя Саркози. Все идет к тому, что он проиграет намеченные на весну выборы. И в Елисейский дворец въедет социалист Франсуа Олланд, которого ни с Путиным, ни с Россией ничто пока не связывает.

Такая вот четкая тенденция прослеживается в Европе. Все меньше друзей – все больше партнеров. Это не хорошо и не плохо. Это просто по-другому. Когда вместо эмоций и дружеских объятий – аргументы и логические доводы. А вместо «пацанского» честного слова – закрепленные на бумаге обязательства.

Пожалуй, через полгода, когда с президентским креслом может распрощаться Николя Саркози, в мире останется лишь один харизматичный лидер, связанный с Москвой особыми эмоциональными отношениями: венесуэльский «борец с империализмом» Уго Чавес. Если, конечно, он сумеет победить так не вовремя нагрянувшую болезнь.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............