«До маразма»

@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

10 октября 2011, 14:24 Мнение

«До маразма»

Франция готовится принять закон, который приравнивает отрицание армянского геноцида 1915 года к уголовному преступлению. Инакомыслие – не преступление. Не должно быть преступлением. Но почему-то становится. Но если вступить на этот скользкий путь, по нему можно слишком далеко зайти.

Максим Юсин

заместитель (по международным делам) директора Института политических исследований, колумнист газеты ВЗГЛЯД

Франция готовится принять закон, который приравнивает отрицание армянского геноцида 1915 года к уголовному преступлению. Каждый, кто публично оспорит именно такое определение событий почти вековой давности, рискует провести год за решеткой и заплатить 45 тысяч евро штрафа.

Инакомыслие – не преступление. Не должно быть преступлением. Но почему-то становится

Сразу оговорюсь: лично я считаю резню, устроенную властями Османской империи в 1915 году, именно геноцидом. В этом вопросе (как, к слову, и во многих других) я на стороне армян. И я готов схлестнуться в публичных дебатах с любым турком или адвокатом турецкой точки зрения.

И, тем не менее, закон, который готовятся принять французы, меня смущает. Почему? Да хотя бы потому, что теперь я не смогу провести дебаты о геноциде армян со своим турецким оппонентом на территории Франции. Ведь мой собеседник, если он озвучит свою точку зрения публично, может оказаться в тюрьме.

Демократия на то и демократия, чтобы свое мнение мог высказать не только ты, но и твой непримиримый оппонент. Я вполне допускаю, что среди граждан Франции найдется кто-то, чью позицию я тысячу раз отвергаю, но кто искренне верит: события 1915 года не были геноцидом. То есть людей убивали, но не по национальному признаку, а как противника в войне – Первой мировой. Налицо военное преступление, но не геноцид. Жившие на территории Османской империи армяне восстали против турок, выступили на острове Антанты, турки нанесли ответный удар, жестко подавили мятеж в своем тылу. Примерно такие аргументы будет приводить мой гипотетический оппонент. Ну что с ним поделаешь, если он так думает? С ним можно и нужно спорить. Но его не за что сажать в тюрьму!

Инакомыслие – не преступление. Особенно в демократической Франции. Не должно быть преступлением. Но почему-то становится. Но если вступить на этот скользкий путь, по нему можно слишком далеко зайти. Завтра уголовным преступлением объявят критику людей нетрадиционной (а в каких-то странах традиционной) сексуальной ориентации. Противников (а где-то – сторонников) абортов. Коммунистов (или антикоммунистов). Список можно продолжать до бесконечности. И до маразма.

Так, может, лучше в этот маразм не впадать?

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............