В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?
0 комментариевСМИ: Находящееся на Шри-Ланке судно «Академик Николай Страхов» вернут домой
Вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович занялись вопросом возвращения в Россию научно-исследовательского судна «Академик Николай Страхов», которое полтора года вместе с экипажем из 14 человек находится в нерабочем состоянии в порту Коломбо на Шри-Ланке.
Научно-исследовательское судно «Николай Страхов» стоит в порту Коломбо с 16 октября 2013 года из-за поломки гребного вала. На борту находится дежурный экипаж из 14 человек из Геологического института РАН. По указу президента от 27 сентября 2013 года научно-исследовательский флот РАН передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО). В институте утверждают, что из-за отсутствия государственного финансирования в 2014 и 2015 годах корабль содержался и обслуживался за счет внебюджетных средств (около 25 тыс. долларов ежемесячно). После ремонта, по различным оценкам, корабль сможет прослужить еще не менее 10 лет.
Ученый утверждает, что последние полтора года обращался в самые разные инстанции, в том числе РАН, Ространснадзор, Генпрокуратуру, Минобрнауки, Минприроды, Минобороны, ФАНО: «Помощи не последовало
19 марта капитан судна Николай Морозов заявил, что у них закончилось топливо, судно и экипаж полностью лишены электроэнергии. На судне не работает вентиляция, кондиционеры, канализация, нет воды - члены экипажа вынуждены жить в антисанитарных условиях. «Мы не можем запустить насосы. Если будет поступление воды - не в состояние вести борьбу за живучесть. Будет пожар - тоже не в состоянии будем бороться», - указал капитан. Также Морозов уточнил, что паспорта моряков «забрали во время возобновления миграционных формальностей по приказу капитана порта».
О текущем состоянии «Николая Страхова» рассказывается и в письме директора Геологического института РАН Михаила Федонкина вице-премьеру Рогозину. Ученый утверждает, что последние полтора года обращался в самые разные инстанции, в том числе РАН, Ространснадзор, Генпрокуратуру, Минобрнауки, Минприроды, Минобороны, ФАНО: «Помощи не последовало». В итоге 13 февраля капитан порта Коломбо потребовал от судовладельца либо поставить судно в док для завершения ремонта, либо перевести его на необорудованную стоянку, либо вообще покинуть территориальные воды Шри-Ланки.
В качестве принуждающих мер было названо отключение энергообеспечения, а начиная с 1 февраля 2015 года - штраф в размере более 100 тыс. долларов ежемесячно. Уже 17 февраля этого года в 8.00 по решению администрации порта Коломбо из-за долгов за стоянку и обслуживание судна (около 200 тыс. долларов) было снято береговое электропитание, что «привело к остановке всех систем безопасности и жизнеобеспечения». Имеющийся запас дизельного топлива (500 кг) может обеспечить только сутки работы аварийного дизель-генератора. «Дальнейшее пребывание на борту судна опасно для здоровья и жизни людей, среди которых есть больные и женщины, - резюмирует Федонкин. - Неуплата штрафа приведет к аресту судна и, как итог, его потере».
Рогозин отреагировал оперативно: уже 20 февраля он попросил главу МИД России Сергея Лаврова, замминистра экономического развития Ольгу Дергунову и директора ФАНО Михаила Котюкова «срочно разобраться в ситуации и вызволить судно». По словам высокопоставленного источника «Коммерсанта» в аппарате правительства, получив ответ от МИДа, Рогозин доложил о бедах корабля премьеру Дмитрию Медведеву. Последний, исходя из того, что «Николай Страхов» закреплен за ФАНО, которое курирует Аркадий Дворкович, поручил ему разобраться.
Согласно протоколу совещания у Дворковича от 19 марта, МИД и ФАНО поручено восстановить систему жизнеобеспечения на судне (срок исполнения - до 23 марта). Минфину и ФАНО - найти в бюджете средства на проведение аварийного и регистрового ремонта, содержание на период ремонта и в случае отсутствия контрактов на возвращение «Николая Страхова» в Россию (до 3 апреля). А ФАНО совместно с РАН и Минприроды предстоит подготовить предложения о научной деятельности с использованием судна (до 15 апреля). В аппарате Дворковича в понедельник подтвердили, что поручения даны, и выразили надежду на их скорейшее исполнение. Источник в финансовом блоке правительства говорит, что, по предварительным данным, на решение проблем «Николая Страхова» потребуется 2,5 млн долларов.
В ФАНО рассказали, что 23 марта из Москвы в Коломбо вылетела специальная комиссия, в которую вошли сотрудники правового управления ФАНО и представители Геологического института РАН и Института океанологии имени Ширшова. «К концу недели комиссия определит объем финансирования, необходимый для возвращения судна и его команды, тогда мы решим вопрос с выделением денег», - заявили в ФАНО. Уже принято решение, что ГИН РАН во втором квартале 2015 года получит государственные средства в приоритетном порядке. «Не исключено, что объем финансирования госзадания для НИИ будет увеличен»,- добавили в агентстве. «На судно завезены продукты питания, вода, подключено электричество. Решается вопрос с ротацией экипажа. Соответствующее разрешение от местных властей получено», - утверждают в ФАНО.
Рогозин в понедельник сказал, что ситуация с научным судном «нетерпима», пообещав поднять вопрос о судьбе «Николая Страхова» на заседании Морской коллегии 25 марта. Одной из его тем станет обсуждение проекта федеральной целевой программы «Мировой океан» на 2016-2030 годы.