Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.
18 комментариевОпера «Один день Ивана Денисовича» завершит «Золотую маску»
Опера «Один день Ивана Денисовича» завершит «Золот
Опера по повести Александра Солженицына завершит конкурсную программу театрального фестиваля «Золотая маска».
Сюжет и текст оперы полностью соответствует оригиналу. В первом действии крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов рассказывает о том, как он оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осужденных во времена массовых репрессий. Второе действие посвящено воспоминаниям и размышлениям Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке и относится к его жизни в деревне. Действие всей повести занимает ровно один день из жизни героя в пределах колючей проволоки, однако в этом коротком временном отрезке перед зрителями разворачивается обширная панорама советской лагерной жизни.
По словам художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна, в драматическом театре осуществить качественную постановку «Одного дня Ивана Денисовича» очень сложно. «На два десятка спектаклей на лагерную тему можно найти только один-два удачных, а опера композитора Александра Чайковского вполне может быть поставлена в любом театре, так как музыка все равно будет заставлять делать правильно», - сказал Исаакян.
В опере музыка играет важнейшую роль. В данном случае она претендует на получение наград в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре».
Немаловажен и текст, положенный на музыку известного композитора. В опере солистам Пермского театра Павлу Брагину, Татьяне Полуэктовой - номинантам на лучшую мужскую и лучшую женскую роль фестиваля, Александру Агапову и Сергею Перову приходится исполнять не зарифмованные партии, а оригинальный прозаический текст пьесы. Даже искушенному зрителю далеко не всегда понятны слова, исполняемые солистами. Для пояснения в Пермском театре над сценой во время исполнения арий размещена» бегущая строка» с именами и словами героев. Этот прием планируется применить и во время выступления Пермского театра в Москве, сообщает ИТАР-ТАСС.
Художником-постановщиком оперы выступил Эрнст Гейдебрехт, номинированный в конкурсе «Лучшая работа художника» на фестивале. Он оформил сцену в виде огромного серого сценического пространства, вместо декораций поставил деревянные балки, вертикально опускающиеся вниз. Актеры, играющие заключенных, выходят к зрителям из огромной черной арки в задней стене сцены.
«Мы не пытались заново реконструировать лагерный быт - это метафора, здесь важно понимание фактуры», - объяснил Георгий Исаакян. Для воплощения в жизнь этой «метафоры» театр обращался к своим зрителям с просьбой, если это возможно, подарить театру «завалявшиеся» дома тулупы и телогрейки, поскольку реквизиторский цех испытывал в них недостаток. Поклонники театра собрали более 100 телогреек для исполнителей оперы.