Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
6 июня 2017, 22:15 • Экономика

Соглашение с ОПЕК существенно поправило российский бюджет

Соглашение с ОПЕК существенно поправило российский бюджет
@ Владимир Зинин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти доказало свою эффективность – по крайней мере для России. Несмотря на все негативные факторы, статистика показывает, что российский бюджет изрядно выиграл от повышения цен на нефть. Показатели государственных доходов оказались гораздо выше, чем это планировалось еще год назад.

Доходы России от экспорта нефти выросли в 1,5 раза (на 54%) по итогам первых четырех месяцев года. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), они составили 30,4 млрд долларов. При этом в физическом выражении экспорт нефти вырос всего на 2%, до 82,5 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов, кстати, также в деньгах вырос почти в 1,6 раза, до 20,8 млрд долларов, хотя в физическом выражении – менее чем на 1%.

Доходы России от экспорта нефти выросли в 1,5 раза и составили 30,4 млрд долларов

Так, средняя цена нефти Urals в январе – мае 2017 года составила 51,29 доллара за баррель. Для сравнения: в тот же период 2016 года она стоила всего 36 долларов за баррель. То есть российская нефть подорожала в этом году на 15 долларов, или на 42% по сравнению с началом прошлого года.

«Рост доходов от экспорта нефти коррелирует с ценой нефти напрямую», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Все это – конкретный результат действий соглашения ОПЕК, в котором наша страна сыграла одну из ключевых ролей. Уже в апреле Россия сократила добычу на запланированные 300 тыс. баррелей, а в целом члены ОПЕК снизили добычу нефти на 7% от суточной добычи в октябре 2016 года.

В конце 2016-го нефть росла главным образом на ожидании, что соглашение ОПЕК сможет кардинальным образом изменить соотношение предложения и спроса на мировом рынке. Эти ожидания оправдались лишь отчасти – взрывного роста цен не произошло, однако они стали гораздо стабильнее и все же несколько выше. Сейчас соглашение продлено, и оно снова не вызывает подъема котировок. С другой стороны, соглашение противостоит факторам, угрожающим снова обвалить цены на нефть. Во-первых, это растущие объемы добычи сланцевой нефти в США, а во-вторых – укрепление курса доллара.

Подорожавшая нефть повлияла и на доходы от экспорта газа, которые выросли за первые четыре месяца на 15,3%, до 12,429 млрд долларов. В физическом выражении рост меньше – на 9,7%, до 72,6 млрд кубометров. Однако в газовой сфере основные выгоды от повысившихся цен на нефть и соглашения ОПЕК еще впереди, так как цена на газ пересчитывается с лагом в шесть–девять месяцев.

Экспортные доходы по газу растут также благодаря увеличенному спросу. Ни геополитические трения, ни рост цен не мешают Европе закупать рекордное количество российского газа. Еще в прошлом году Газпром поставил рекорд по экспорту в дальнее зарубежье на уровне 179,3 млрд кубометров (почти на 20 млрд кубометров больше, чем в 2015-м). План на этот год тоже впечатляет – 178 млрд кубов. Однако первые месяцы года говорят о том, что Газпром может перевыполнить этот план и поставить в Европу все 180 млрд кубометров. Рост объясняется, во-первых, тем, что российский газ попадает на Украину через европейских посредников реверсом. Вторая причина – рост спроса именно европейских потребителей и именно на российский газ. Несмотря на проводимую Евросоюзом политику диверсификации поставок, в первые четыре месяца 2017 года увеличение спроса отмечается в Германии и Италии, а также в Турции и Великобритании.

Катарский СПГ, например, таким спросом в Европе не пользуется. Хотя та же Польша и Латвия открыли свои СПГ-терминалы и начали заявлять об отказе от российского газа. Если в результате эскалации конфликта вокруг Катара начнутся проблемы с поставками СПГ, Газпром точно побьет рекорды по объемам экспорта в Европу.

Оборотная сторона медали заключается в том, что начавшийся было процесс снижения доли нефтегазовых доходов бюджета остановился. Уже в первом квартале 2017 года доля нефтегазовых доходов вновь выросла до 50%, говорил глава Минэнерго Александр Новак.

Зато, согласно поправкам в бюджет на 2017 год, доходы бюджета увеличиваются на 1,2 трлн рублей. Расходы вырастут не так значительно – лишь на 360 млрд рублей. Поэтому в этом году дефицит бюджета составит не 3,2% ВВП, как планировалось, а лишь 2,1% ВВП. Все это также является результатом действия соглашения по сокращению добычи нефти ОПЕК+, без которого невозможно было как минимум сохранение текущих цен на нефть – выше 40 долларов за баррель.

Плюс в этом году начали появляться плоды эффективной работы налоговых органов. Им удается собирать теперь куда больше налогов, чем раньше.

В Счетной палате, правда, указали, что бюджет может недополучить 205 млрд рублей доходов в виде дивидендов от госкомпаний. Просто потому, что правительство уже не успеет до 30 июня принять решение о том, что госкомпании должны платить не 25% (как сейчас), а 50% доходов в федеральный бюджет.

Но помогут, как всегда, нефть и газ. По данным Минфина, нефтегазовые доходы бюджета в 2017 году увеличатся по сравнению с действующим законом о бюджете на 719 млрд рублей. При таком же курсе и ценах на нефть, как сейчас, бюджет сможет получить еще на 120–130 млрд рублей больше в виде нефтегазовых доходов, считает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Еще 200–250 млрд рублей дополнительно принесут налоги. В сумме эти статьи и дадут рост доходов бюджета более чем на 1 трлн рублей.

..............