Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
29 мая 2017, 08:28 • Экономика

Первый полет принципиально нового самолета МС-21 значит для России многое

Первый полет принципиально нового самолета МС-21 значит для России многое
@ irkut.com

Tекст: Ольга Самофалова

В российской гражданской авиации произошло знаковое событие. В небо поднялся первый со времен Советского Союза новейший магистральный самолет – МС-21. Успешность этого проекта имеет важнейшее значение для страны, так как позволит взлететь российской авиации до новых высот. Более того, забраться выше мировых авиастроителей Boeing и Airbus.

Первым новость об успешном испытательном полете МС-21 в воскресенье, 28 мая 2017 года, разнес на своей страничке в Фейсбуке вице-президент России Дмитрий Рогозин, который также опубликовал фотографии самолета в полете.

Для России первый полет МС-21 – это не просто рождение нового самолета. Это освоение современных, передовых технологий, которых у России до недавнего времени не было

Россия не стала устраивать из первого полета огромное шоу с прямой трансляцией, как это любят делать на Западе. МС-21 впервые встал на крыло в тихом «семейном» кругу. Однако об успешном полете, конечно, сообщили президенту России Владимиру Путину. Ему позвонил Рогозин, а президент уже набрал главу корпорации «Иркут», генерального конструктора ОКБ им. Яковлева Олега Демченко и поздравил его и коллектив предприятия с этим важным событием.

Впрочем, после серии испытательных полетов, возможно, состоится и публичный полет МС-21 с участием журналистов и камер.

Пока же в корпорации «Иркут» сами рассказали о первом полете лайнера МС-21-300. Он прошел штатно, все системы машины отработали без сбоев. Полет продолжительностью 30 минут проходил на высоте 1 тыс. метров при скорости 300 км/час. План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. «В соответствии с программой в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов», – сообщили в пресс-службе корпорации «Иркут».

МС-21 пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева. По словам Кононенко, «полетное задание выполнено полностью». «Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено», – отметил летчик. «Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев», – добавил Таскаев.

Начать летные испытания планировалось в апреле, но затем их перенесли на конец мая. В начале мая стало известно о подготовке лайнера к пробному полету после того, как первый экземпляр покинул цех 4 мая. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил тогда, что первый полет – это вопрос нескольких недель.

С момента выкатки из цеха до первого испытательного полета прошло 24 дня. Однако выкатка самолета из цеха не означает, что лайнер должен сразу полететь. «Сначала идет работа под открытым небом: самолет заправляется, проверяется герметичность баков, работа всей сложной системы топливной подачи и других систем, запускается двигатель. В интернете появлялась фотография, где рядом с МС-21 стояла пожарная машина. Это тоже нормальная практика: пожарная нужна при первом запуске двигателя, ведь его же никогда не запускали. Это техника безопасности – только и всего», – рассказывает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.

«После проверки всех систем самолет начинает потихоньку кататься по рулежкам. Следующий этап: начинают давать взлетный режим и разгонять самолет по полосе сначала просто с торможением, потом с поднятием передней стойки. И только после того, как все тысячу раз проверено – здесь спешка только вредит, – выполняется первый полет», – добавляет собеседник.

Это революция

Для России первый полет МС-21 – это не просто завершение многолетнего этапа работы огромного коллектива и рождение нового самолета. Это также освоение современных, передовых технологий, которых у России до недавнего времени не было, замечает Гусаров.

Пока МС-21 только готовился к полету, 5 мая 2017 года уже совершил свой первый полет его китайский конкурент С919.

Однако ни о каком отставании России от КНР и речи быть не может. К тому же российский лайнер намного революционней, чем китайский. Да и по многим характеристикам, как заявляет разработчик, МС-21 будет намного лучше своих одноклассников от мировых гигантов Airbus и Boeing, а именно Airbus A319neo и Boeing 737 MAX (с улучшенными двигателями).

«В МС-21 используются новейшие технологии, которые еще не отработаны в мире. И в такой революционности, конечно, есть огромная доля риска – получится или нет. Однако у нас не осталось выбора. Если делать самолет по традиционным технологиям, то он однозначно не будет лучше «Боинга» и «Эйрбаса».  Они выжали из классической конструкции уже все, что можно. Только сделав шаг вперед, рискнув, можно выиграть. Чтобы войти на такой высококонкурентный рынок, нужно, чтобы наш самолет по основным параметрам существенно превосходил западных конкурентов. Иначе не пробиться», – говорит Гусаров.

Если сравнивать c SSJ-100, а это первый созданный с нуля гражданский самолет после СССР, то на этом лайнере Россия, по сути, училась создавать современные самолеты с нуля и сертифицировать их на Западе. «В ГСС сами говорят, что это школьная парта», – замечает Гусаров. И хотя SSJ-100 – это вполне современный и достойный лайнер, не уступающий своим одноклассникам по летным характеристикам и экономичности, все-таки МС-21 – это шаг вперед.

«С МС-21 мы уже пытаемся не догнать, а кое в чем перегнать. Конструкции планеров самолетов «Боинг-737» и «Эйрбас А-320» не один десяток лет. Начинку они меняют, постоянно модернизируют, но они были не готовы рискнуть настолько, чтобы создать новую конструкцию. В мировом авиастроении есть такое правило: если в самолете более 30% новаций, то это огромный риск. Поэтому западный производитель старается такое количество новшеств в самолет не внедрять», – говорит Гусаров. А Россия пошла на риск, чтобы создавать самолет, превосходящий западных конкурентов по главным параметрам, ибо только так можно вклиниться в стальную дуополию «Боинга» и «Эйрбаса».

Ключевой экзамен

Поэтому пока никто не может сказать, насколько все пойдет гладко. И как бы ни был важен первый испытательный полет МС-21, на этом работа еще не заканчивается. За первым полетом последует важный ключевой экзамен для самолета, для конструкторов и для всех, кто создавал этот самолет. Это летные (заводские) испытания и последующая сертификация самолета. Во время заводских испытаний будет проверяться надежность работы всех систем, соответствие их техническому заданию, устраняться все возможные огрехи.

«Только когда самолет будет сертифицирован, можно будет сказать, что создатели самолета достигли успеха. Недостаточно создать самолет, надо еще доказать, что он надежен, безопасен и соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к гражданским воздушным судам. Причем не только российским, но и европейским. Эти требования распространяются не только на сам самолет, но и на все системы и материалы вплоть до последней заклепки. Сертифицируется все – от конструкции самолета до поставщиков комплектующих», – рассказывает Роман Гусаров.

По плану завершить испытания и сертификацию планируется в 2018 году, а на 2019 год намечены поставки первых трех самолетов. Однако сколько времени уйдет на летные и сертификационные испытания – полтора–два года – не важно, главное, чтобы лайнер был сертифицирован. «Потому что многие технологии, которые использованы в МС-21, не то что в России, а во всем мире никто не использовал при строительстве самолета. Поэтому лучше не спешить, а вывести на рынок хороший продукт», – считает Гусаров.

Новейшие российские технологии

Самое главное российское ноу-хау при создании МС-21 – это использование композитных материалов, доля которых в конструкции должна составить 40%. И основное преимущество – это композитное крыло. На узкофюзеляжных самолетах, коим является МС-21, ни у «Боинга», ни у «Эйрбаса» композитного крыла нет. Композитные крылья есть лишь у широкофюзеляжных самолетов Boeing-787 Dreamliner и А350. Однако Россия разработала собственные композитные технологии, которые позволяют сделать крыло дешевле и легче.

#{image=1155264}Речь идет об инфузионной технологии создания композитного кессона крыла самолета МС-21. Россия первой использовала эту технологию в промышленных масштабах и тем более для изготовления крупных авиационных конструкций. Так называемое черное крыло позволяет повысить аэродинамическое качество самолета в крейсерском полете.

 «Когда технологии, которые разработали и освоили в России, подтвердят свое право на существование с точки зрения надежности ресурса и дешевизны, это откроет огромные возможности для всего российского авиастроения. Если МС-21 получает черное крыло за счет этих технологий, то и все остальные самолеты, которые будут создаваться в России, смогут строиться на этой технологии. А это создает огромные преимущества и по весу самолета, и по аэродинамике, и по летным характеристикам, и по стоимости», – говорит Роман Гусаров. Поэтому Россия не просто пошла на большой риск, в случае победы ее ждет огромная выгода.

Еще одна гордость России – это «интеллект» лайнера МС-21. Российские специалисты из «Иркута», ЦАГИ и других компаний, входящих в ОАК, разработали новейшее, не имеющее аналогов программное обеспечение, в котором заложен алгоритм и функции управления самолетом – множество так называемых защит от дурака, которых нет у зарубежных самолетов. Они повышают безопасность самолета и снижают риски человеческого фактора при его управлении.

Например, система управления МС-21 убережет самолет от так называемого сваливания, которое происходит, если самолет задирает нос и теряет скорость, в том числе в условиях обледенения, то есть когда на крыле образовался лед. И впервые на МС-21 вводится ограничение не только по задиранию носа, но и по углу крена, чтобы при заходе на посадку самолет не задел землю крылом или мотогондолой (место, где находится двигатель), рассказывал Олег Пантелеев из «Авиапорта». И такого рода функции автоматики, которая позволяет нивелировать побочные эффекты «ручного» управления самолета, по его словам, в МС-21 еще много. Конечно, во многом элементная база зарубежная, однако идея и разработка «интеллекта» – это чисто российское ноу-хау.

В целом в МС-21 все самое современное, в том числе и «сердце» лайнера. Двигатель – это самая сложная и важная часть самолета. Пока российский лайнер будет летать на современном двигателе PW1400G от американской компании Pratt & Whitney, который уже показал хорошие характеристики. Но специально для МС-21 создается также турбовентиляторный двигатель ПД-14 – новейший и полностью отечественный, от Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Россия впервые со времен распада СССР строит новый двигатель. В ноябре 2015 года ОДК приступила к летным испытаниям ПД-14, а в 2018-м планируется начать серийное производство. В итоге заказчики сами смогут выбирать, с каким двигателем летать. Ожидается, что ПД-14 обеспечит превосходство МС-21 над самолетами А320 и Boeing-737 и обеспечит паритет с теми двигателями, которые будут установлены на модернизированных самолетах А320neo и Boeing 737 MAX.

В чем еще МС-21 будет лучше, чем модернизированные А320neo и Boeing 737 MAX? У российского лайнера будут лучше характеристики по расходу топлива и ниже прямые операционные расходы. Как заявляет разработчик, эксплуатационные характеристики МС-21 снижены на 12–15% по сравнению с самолетами текущего поколения и на 6–7% по сравнению с их ремоторизированными версиями, то есть с A320neo и Boieng 737 MAX.

Крейсерская скорость у МС-21 также выше, чем у европейского конкурента, – 870 км/ч против 828 км/ч у Airbus. Даже Boeing 737 MAX со своими 842 км/ч уступает российскому лайнеру. При этом стоимость по каталогу одного лайнера МС-21 составляет 85 млн долларов. Тогда как Airbus A319neo стоит от 97,5 до 124,4 млн долларов в зависимости от модификации, а Boeing 737 MAX – от 90,2 до 116,6 млн долларов. 

Эмиссия вредных веществ в атмосферу у МС-21 снижена более чем на 20% относительно существующих аналогов.

Кроме того, конструкторы сократили время оборота самолета в аэропорту на целых 20% по сравнению с конкурентами. Вкупе с лучшей топливной и весовой эффективностью авиакомпании смогут дополнительно зарабатывать до 3 млн долларов на эксплуатации МС-21.

Даже внутри салона российский лайнер более удобный. Благодаря удлиненному фюзеляжу удалось сделать проход между креслами шире, сделать посадку и высадку пассажиров, а также уборку салона быстрее. Все это означает для авиакомпаний экономию времени на обороте самолета в аэропорту, а значит и сокращает их затраты.

Рыночные перспективы

На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолетов. Из них на 175 машин заключены твердые (проавансированные) контракты, еще по 110 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения.

Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания «Аэрофлот», которая собирается эксплуатировать 50 МС-21. Первые три должна получить в 2019-м.

По плану к 2018 году корпорация «Иркут» соберет первые четыре МС-21 и постепенно будет наращивать объемы выпуска. К 2020 году выйдет на 20 самолетов в год, а к 2023 году – на 70 лайнеров. Выйти на производство 60–70 машин в год вполне возможно, потому что параллельно созданию МС-21 происходила и модернизация завода для его производства, говорит Роман Гусаров.

«И продать 60–70 самолетов не составит никакого труда, если продукт будет со всем комплексом услуг – финансирование, кредиты, техосблуживание, запчасти. Производитель не просто продает машину, а продает жизненный цикл самолета – от его поставки до утилизации. Сегодня Boeing и Airbus производят более 600 самолетов на пару. Мы с нашими 60–70 самолетами легко вклинимся, они даже особо эту конкуренцию с нашей стороны и не заметят», – заключает эксперт. А вот чтобы разогнаться до таких же объемов выпуска, как Boeing и Airbus, потребуется куда больше времени. Сами западные авиастроители доходили до таких объемов десятилетиями.

..............