Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
5 октября 2017, 17:25 • Экономика

На Земле начинается битва за космические ресурсы

На Земле начинается битва за космические ресурсы
@ кадр из видео

Tекст: Ольга Самофалова

Роскосмос пытается противодействовать сразу двум государствам, желающим прибрать к рукам гигантские космические богатства. Металлы и минералы на триллионы долларов, как полагают специалисты, можно добывать на пролетающих мимо Земли астероидах. Как юридически обосновываются подобные претензии и когда добыча ресурсов в космосе станет возможной с технической точки зрения?

Борьба за природные ресурсы, которая ожесточенно ведется на Земле, добралась и до космоса. Еще пока никто не умеет добывать сырье на астероидах или на Луне, но на Земле уже вовсю подсчитывают стоимость космических богатств и, главное, решают, кому они должны принадлежать. Самыми хитрыми оказались две страны.

Первыми о своем праве добывать полезные ископаемые в космосе заявили США, которые еще два года назад приняли специальный Акт о космической конкурентоспособности. В конце лета 2017 года подобный закон приняли в маленькой европейской стране – Люксембурге. Там первыми в Европе легализовали промышленную добычу полезных ископаемых в безвоздушном пространстве частными компаниями. Тем самым создали правовую защиту частных компаний, которые будут добывать сырье в космосе, в частности на астероидах.

Однако Россия в лице Роскосмоса осудила исключительные притязания двух стран на богатства космоса, которые принадлежат всему человечеству.

На данный момент никто полезных ископаемых на астероидах не добывал и в ближайшее десятилетие добывать вряд ли будет из-за отсутствия необходимых технических средств. Но этот вопрос уже вызывает бурные дискуссии.

«Небесные тела и их богатства открыты для всего человечества, и никто не может застолбить за собой территорию на планетах. Однако все боятся создания юридического прецедента, когда одна компания или группа компаний объявит о своих притязаниях на какие-то небесные тела. И если не будет выработано какого-то международного соглашения по этому поводу, эта группа действительно юридически будет обладать правом в будущем добывать минеральное сырье на небесных телах», – говорит академик Российской академии космонавтики им. Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков. Кроме того,

уже началась разработка технических средств, которые позволят, наверное, лет через 30–40 все-таки начать что-то делать на астероидах,

добавляет эксперт.

Роскосмос считает, что закон Люксембурга, так же как и закон, принятый США в 2015-м, противоречит нормам международного права в сфере освоения космоса. В 1967 году более 100 стран подписали Договор о космическом пространстве, во второй статье которого устанавливается, что космический объект или его часть не может стать государственной или частной собственностью. Однако в Люксембурге утверждают, что вторая статья определяет правовой статус небесных тел, но не правовой статус космических ресурсов. Иначе говоря, по этой логике небесные тела действительно не могут быть частной собственностью, но вот расположенные в них ресурсы – вполне могут. У США, собственно, те же аргументы.

В Договоре о космическом пространстве 1967 года действительно прямо ничего не говорится о добыче полезных ископаемых в космосе. Гбенга Одунтан (Gbenga Oduntan) из британского университета Кента называл закон США об их праве в одиночку эксплуатировать минеральные богатства космоса ярким примером человеческой жадности.

«Разрешено все, что не запрещено. Это ситуация, когда прогресс опережает законы, как, например, получилось с криптовалютами. Прогресс не остановить, умы и руки человечества осваивают космос. Уже пришло время, когда нужно выработать и принять совместно с другими странами международно-правовую базу в области использования космических ресурсов», – согласна управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры» Кира Гин.

«Положения договора 1967 года отвечают не всем современным реалиям, поэтому единственным решением видится разработка новых положений международного права применительно к добыче полезных ископаемых на космических объектах. Только в этом случае можно будет говорить о соблюдении или о нарушении международного права, поскольку на данный момент проблемный вопрос им не урегулирован», – согласен управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.

Собственно, это и предлагает Россия – собраться и вместе решить на принципах справедливости вопрос с полезными ископаемыми в космосе. А то выглядит это и правда нелепо – пара стран взяла и решила, что космос – это их территория, поэтому любые добытые там ресурсы принадлежат исключительно им.

«Очевидно, что одностороннее решение вопроса отдельными государствами может привести к крайне негативной ситуации. Надо вести диалог в рамках компетентных международных форумов, таких как Комитет ООН по космосу и его подкомитеты, а также Шестой комитет ГА ООН», – предлагают в Роскосмосе.

Для выработки законов и критериев можно взять опыт совместного владения Арктикой, предлагает Кира Гин. Или, например, говорит она, можно создать международную организацию, которая будет курировать добычу в космосе и платить подрядчикам (тем же частных компаниям), а извлеченную прибыль пускать на нужды конкретной страны или всего человечества.

Цена вопроса

Желание отдельных государств застолбить свое право на космические ресурсы можно понять. Потенциальная стоимость космических ископаемых оценивается в триллионы долларов.

Например, стоимость ресурсов пролетавшего мимо Земли в 2015 году астероида UW-15 оценили в 300 млрд – 5,4 трлн долларов. Американские ученые посчитали, что он содержал массу полезных ископаемых, в частности 100 млн тонн платины. Есть астероиды класса М, в которых содержится никель, а в астероидах класса S обнаружены залежи железа, никеля и магния.

При этом ученые НАСА уверяют, что добыча сырья в космосе не такая уж фантастика, как кажется на первый взгляд. В состоянии невесомости корабль-транспортировщик, питаемый только солнечными батареями, способен захватить и доставить к Земле астероид массой 500 тонн. Сам корабль выводится в космос при помощи ракеты-носителя класса «Атлас-5». В год, по их оценкам, в относительной близости от Земли пролетает пять–шесть астероидов, пригодных для промышленной разработки. Полет за астероидом и обратно может стоить всего 2,6 млрд долларов. Не такие уж астрономические деньги по нынешним меркам – особенно по сравнению с прибылью, которую сулит это предприятие.

В Америке еще в 2012 и 2013 годах были созданы компании Deep Space Industries и Planetary Resources, которые собираются заниматься промышленным освоением астероидов. Обе они уже стали партнерами правительства Люксембурга. Кроме того, заявки на участие в этом проекте поступили от японской Ispace и немецко-люксембургской Blue Horizon. В целом чуть ли не 60 предприятий хотят начать работу с Люксембургом по добыче космических ресурсов. Только правительство Люксембурга готово выделить на эти цели 200 млн евро. Если каждый из пяти партнеров вложит по такой сумме, то наберется в общей сложности 1 млрд евро.

Единственное, что останавливает США и Люксембург прямо сейчас полететь и захватить богатства космоса, это технический вопрос.

«Сейчас нет космических аппаратов, которые могли бы долетать до астероидов и производить какие-то работы на их поверхности. Нет технических средств для возврата обратно сырья. Все это предстоит еще разработать. В этом и сложность, – говорит Железняков. – И компании, которые этим занимаются, находятся лишь на стадии проработки этого вопроса. Пока это все разговоры на теоретическом и юридическом уровне».

Впрочем, даже когда технически это станет все-таки возможным, не факт, что добыча сырья в космосе станет коммерчески выгодной. Например, на текущем уровне развития технологий один полет на астероид и обратно будет занимать 6–10 лет, отмечали астрономы НАСА. Другая сложность – это доставка минералов с орбиты на землю с учетом плотности атмосферы и силы земной гравитации. По подсчетам НАСА, это обойдется дороже даже самого полета на астероид.

Поэтому, пока Земля не испытывает дефицита собственных ресурсов, промышленная добыча в космосе останется, скорее всего, мечтой. Можно провести параллель: как только мировые цены на нефть рухнули со 110–120 долларов за баррель до 50–60 долларов, добыча трудноизвлекаемой нефти и газа, например, в Арктике или битумных песках Канады стала нерентабельной. Многие такие проекты просто заморожены до того момента, как вырастут цены на нефть либо будут созданы технологии, удешевляющие добычу ресурсов.

..............