Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
10 октября 2017, 17:00 • Экономика

Попытки Литвы оштрафовать Газпром вызывают удивление и смех

Попытки Литвы оштрафовать Газпром вызывают удивление и смех
@ Виталий Невар/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Литва потребовала от ЕК добиться от Газпрома компенсаций в рамках антимонопольного дела. Она хочет получить 1,4 млрд евро за якобы несправедливые цены на газ десятилетней давности. Тот факт, что Стокгольмский арбитраж отказал в таких выплатах, литовского президента не смущает. Эксперты удивляются и констатируют у Вильнюса «неизлечимую болезнь».

Президент Литвы Даля Грибаускайте призвала Еврокомиссию добиваться от Газпрома компенсаций за якобы имевшее место злоупотребление монопольным положением на рынке природного газа. «Надеемся на принципиальность Еврокомиссии и по отношению к крупным компаниям, например по делу о злоупотреблении Газпромом своим доминирующим положением в 2004–2012 годах, когда Литве и другим странам ЕС пришлось платить гораздо больше, чем была рыночная цена газа», – заявила Грибаускайте на встрече с находящимся здесь еврокомиссаром по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.

Грибаускайте заодно в очередной раз критически отозвалась о газопроводе «Северный поток – 2». Этот проект якобы «противоречит целям энергетического союза ЕС и еще более увеличит зависимость Европы от Газпрома».

«Это очередной литовский приступ «любви» к России. Это давняя неизлечимая болезнь, симптомы которой могут проявиться любой момент с разной степенью тяжести. Тут нечему удивляться», – констатирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Парадокс, но Литва уже пыталась заставить Газпром заплатить 1,4 млрд евро за поставки российского газа в 2004–2012 годах. Вильнюс был уверен, что газ был продан по слишком высокой, «несправедливой» цене, поэтому необходимо пересмотреть контракт и пересчитать оплату поставок в предыдущие годы. Еще в 2012 году Литва подала в Стокгольмский арбитраж иск на 1,4 млрд евро к Газпрому. И суд вынес решение в прошлом году: он не нашел вины Газпрома, Литва проиграла. Это был настоящий шок для литовских властей, которые даже не рассматривали возможность проигрыша в Стокгольме.

Тогда арбитраж обратил внимание на то, что термин «правильная цена» является абстрактным для того, чтобы оценить возможный ущерб. Кроме того, арбитры решили, что требовать предоставлять газ за нижайшую цену не имеет смысла.

Газпром действительно продавал тогда Литве газ в среднем на 50 евро дороже, чем западноевропейским странам. Но Вильнюс упускал из виду тот факт, что литовский рынок – самый маленький для Газпрома, туда поставлялось порядка 2 млрд кубов, тогда как Германия, крупнейший рынок сбыта, покупала более 45 млрд кубов (сейчас еще больше). Чем больше объемы закупки, тем большую скидку на продукцию может получить покупатель. Это рыночная норма, используемая при любой сделке купли-продажи. Ровно так же крупные розничные сети с тысячами точек могут рассчитывать на большую скидку от поставщика, чем один маленький магазин.

Но самое главное, что Литва теперь так горда, что построила СПГ-терминал и покупает сжиженный природный газ, сократив долю российского газа в импорте. Но ведь она покупает СПГ в полтора–два раза дороже газпромовского газа, но несправедливым такое ценообразование не считает и в суд на Норвегию или США за высокие цены на их СПГ не обращается.

Зачем же теперь Вильнюс поднимает старую тему с поставками российского газа в 2004–2012 годах? Дело в том, что ЕК уже несколько лет ведет антимонопольное дело против Газпрома. В 2015 году в рамках этого дела ЕК выдвинула официальные обвинения в нарушении конкуренции в трех странах Балтии, Болгарии, Чехии, Венгрии, Польше и Словакии.

Однако ЕК не пошла в суд, а намерена решить дело мировым соглашением, одобрив предложения Газпрома. После этого ЕК проверяла реакцию рынка на условия этого мирового соглашения, собирая комментарии до 4 июня. А 13 октября должна состояться встреча зампреда правления Газпрома Александра Медведева с еврокомиссаром по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.

Литва посчитала это хорошим поводом в очередной раз напомнить о своей «несчастной доле» и об «опасности» России.

«Фактически Литва говорит о том, что коммерческий арбитраж в Стокгольме вынес политически ангажированное решение в пользу России, что само по себе является смешным с учетом наших отношений со Швецией и отношения Швеции к «Северному потоку – 2» и т. д. При этом президент Литвы обращается в политический институт и прямым текстом предлагает отменить решение коммерческого арбитража», – отмечает Константин Симонов. Игра в правовом поле закончилась для Вильнюса провалом, и он решил продолжить ее вне правового поля.

Литва хочет, чтобы в процессе переговоров ЕК не забыла отстоять интересы Литвы, чтобы Брюссель признал прошлую историю несправедливой. Однако Еврокомиссия, по сути, уже приняла решение по антимонопольному делу, отказавшись от штрафных санкций. Согласование условий мирового соглашения с Газпромом идет не первый месяц. «Проект мирового соглашения, которое сейчас обсуждается, предполагает изменение контрактов, увеличение доли спота, изменение поведения в будущем периоде. Но он не предполагает штрафных выплат за прошлые периоды», – напоминает Симонов.

И эксперт сомневается, что Брюссель пойдет на попятную ради русофобии прибалтийской страны.

«ЕК в рамках антимонопольного дела говорила об этих претензиях Литвы. Но

тот факт, что Брюссель отказался отдавать это дело в суд и предпочел заключить мирное соглашение, говорит о том, что ЕК понимает, что у нее нет серьезной доказательной базы»,

 – говорит Константин Симонов.

Президент Литвы сама прекрасно понимает, что попусту сотрясает воздух, не более того. «Она боится, что экономический прагматизм возьмет вверх в Брюсселе, поэтому каждый день придумывает историю и нагоняет истерику вокруг России. «Россия нас ценами мучила» – это сотрясание воздуха для ЕК», – резюмирует глава ФНЭБ.

Ровно так же расцениваются и призывы Литвы сначала запретить строить белорусскую АЭС, а потом – запретить покупать белорусскую атомную энергию. «Но на каком правовом основании и по какому закону Литва это требует? Тем более если ЕК разрешает строить АЭС в Венгрии и Финляндии и разрешает покупать там энергию», – удивляется эксперт.

Не говоря уже о заявлениях Вильнюса против «Северного потока – 2», который якобы является угрозой для Европы, ибо увеличивает ее зависимость от российского газа. Вот только через украинскую ГТС сейчас идет ровно тот же российский газ. Только эта устаревшая труба требует еще больше инвестиций, чем затраты на строительство новой. И российский газ куда более конкурентоспособен, в том числе по цене, по отношению к другому газу в Европе.

..............