Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
31 января 2017, 21:10 • Экономика

Борьба за слабый рубль обостряется

Борьба за слабый рубль обостряется
@ Дмитрий Рогулин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Российская валюта начала этот год существенным укреплением. Это произошло благодаря внешним факторам – росту нефти на фоне исполнения договоренностей ОПЕК и других нефтедобывающих стран. Однако вот уже несколько недель явная атака на рубль идет внутри России. С чем это связано и кто именно может быть заинтересован в слабом рубле?

На российскую валюту традиционно оказывают влияние нефтяные котировки, которые пока очень благоприятны. Но вот уже три недели подряд в ситуацию вмешиваются Минфин и Центробанк, вбрасывая в СМИ вербальные интервенции о том, что крепкий рубль не выгоден бюджету и нужна девальвация.

Кто-то решил сыграть на девальвации рубля, и эти кто-то – явно не дядя Петя и тетя Клава из соседнего подъезда. Эти «фигуры» покрупнее накупили валюты, а она расти не хочет

Сначала Игорь Шувалов пообещал в Давосе возврат Банка России на рынок для скупки валюты, чего регулятор не делал уже полтора года. Слухи об этом, а потом и подтверждение пришли также из ЦБ. Следом и Минфин заявил о начале операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке с февраля. В бюджете заложена цена на нефть Urals в 40 долларов. Все дополнительные нефтегазовые доходы из-за более высоких цен на нефть будут сохранены в резервах. Объем операций по скупке валюты будет соответствовать объему образующихся дополнительных нефтегазовых доходов. Если цена на нефть начнет снижаться ниже 40 долларов, тогда будет продажа валюты в объеме выпадающих нефтегазовых доходов. Все это в рамках бюджетного правила.

Во вторник газета «Коммерсант» со ссылкой на некие расчеты Минфина написала, что ведомство предлагает вообще девальвировать рубль на 10%. По подсчетам ведомства, при текущей стоимости сырья в 55 долларов за баррель без применения бюджетного правила дефицит бюджета составит 1,5% ВВП, а из Резервного фонда надо будет потратить 464 млрд рублей. Но если бюджетное правило будет применяться (покупка резервов за дополнительные нефтегазовые доходы), тогда дефицит бюджета будет меньше – 0,7% ВВП, а Резервный фонд пополнится на 241 млрд рублей. Однако в этом случае курс рубля должен ослабнуть на 10% и составить 64,9 рубля за доллар. В Минфине считают, что без девальвации рубля и применения бюджетного правила федеральный бюджет будет сбалансированным только при цене на нефть в 76 долларов за баррель. А такая цена маловероятна в этом году.

Однако из текста не совсем понятно, чьи именно это расчеты в ведомстве, и они вызывают некоторые сомнения у экспертов. «По нашим расчетам, дополнительные доходы Минфина от превышения фактической стоимостью нефти заложенных в бюджет уровней соответствуют покупкам порядка 1–1,2 млрд долларов в месяц, или порядка 13 млрд долларов в год. Стоимость таких интервенций составляет порядка плюс два рубля к равновесному курсу при прочих равных условиях за год, но никак не пять рублей, закладываемых Минфином, от текущих уровней», – посчитала замдиректора центра макроэкономического прогнозирования Бинбанка Наталия Шилова.

Стоит отметить, что в российском бюджете речь идет о цене на нефть марки Urals. Чтобы получить среднегодовую нефть Urals на уровне 55 долларов, необходимо увидеть Brent на уровне 58 долларов за баррель в среднем по году, указывает эксперт. «А чтобы увидеть столь масштабное ослабление рубля на 10% при растущей нефти, необходимо будет покупать более существенные объемы валюты, а именно в два–три раза выше наших оценок, что экономист считает маловероятным.

Поэтому Наталия Шилова предполагает, что «курс в 64,9 рубля за доллар при нефти Urals 55 долларов – это лишь сценарные «рабочие» условия, которые традиционно используются при оценке будущих доходов на уровне «что, если», а не официальные «таргеты» по валюте».

В целом в оценке того, какие последствия может иметь решение Банка России и Минфина приступить к накоплению валюты в рамках бюджетного правила до осуществления балансировки бюджета, участники рынка разделились на два лагеря. Одни считают, что последствия будут нейтральными, в частности для рубля. Тогда можно ожидать снижения ставки Центробанком уже в марте этого года на 25–50 базисных пунктов, а на конец 2017 года ставка может снизиться с текущих 10% до 8,5%, считают аналитики «ВТБ Капитал». Это, безусловно, снизит стоимость кредитных денег внутри России. Другие, наоборот, полагают, что последствия будут существенными, то есть стоит ждать девальвации рубля и не рассчитывать на снижение ставки.

«Кто-то решил сыграть на девальвации рубля»

Почему же в последние недели внутри России растет настрой на девальвацию рубля? Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников делает предположение, что не только бюджету выгоден слабый рубль, но и части российской элиты. Потому что элита хранит деньги в валюте, а рубль неожиданно укрепился. В подтверждение своей теории эксперт приводит данные об остатках на счетах физлиц. Если на конец 2016 года короткие остатки (до 30 дней) были на уровне 12,7 млрд долларов, то на конец декабря они составили уже 14,3 млрд долларов.

«Кто-то решил сыграть на девальвации рубля. Эти фигуры накупили валюты, а она расти не хочет, поэтому новости теперь выходят следующие: «В случае отмены антироссийских санкций курс рубля вырастет на 5–10 процентов». Естественно, позитив по рублю надо срочно нейтрализовать негативными вербальными интервенциями про операции Минфина России по покупке валюты на рынке», – высказывает свое частное мнение по рублю Андрей Верников (это не позиция компании).

В какой-то мере в пользу версии Верникова звучат и сегодняшние слова главы ВТБ24 Михаила Задорнова. Отвечая на вопрос, в какой валюте населению стоит хранить сбережения, он рассказал, что «самые богатые россияне хранят деньги в валюте». По его словам, богатое население не верит в укрепление рубля, несмотря на показатели прошлого года. «Казалось бы, это противоречит здравому смыслу. После года укрепления рубля на 17% и разницы в ставках... А массовый клиент практически уже на 80% перевел деньги в рубли», – указал Задорнов. К слову, по его мнению, «массовое поведение достаточно рационально», иными словами, он за хранение сбережений в рублях.

Судя по всему, новость агентства Bloomberg о том, что рубль в случае отмены санкций ожидает укрепление – как раз после того, как «Коммерсант» вышел с ровно противоположным прогнозом от Минфина – смотрится в том же контексте и напоминает вербальные интервенции.

В любом случае об отмене санкций как факторе влияния на рубль говорить пока рановато. «Повышенные надежды на ослабление санкций против России необоснованны, хотя они пока работают в сторону укрепления рубля. Но объективно самый ранний срок отмены или частичного снятия санкций – это 2018 год, поэтому этот драйвер роста не является долгосрочным», – полагает Андрей Верников. Но если санкции все-таки отменят в 2017 году, то это, конечно, укрепит рубль – примерно на 6% к доллару, считает он.

Прогноз

Против рубля в этом году может сыграть ФРС США. В среду состоится очередное заседание американского регулятора, на котором не ожидается изменений ставки. Однако ранее регулятор пообещал повысить в этом году ставку аж три раза.

«ФРС США в этом (году) будет ужесточать монетарную политику. Это приведет к укреплению доллара, что понизит котировки сырьевых товаров, – уверен Верников. – К тому же многие развивающиеся страны имеют большие долларовые долги, и им сложно будет их обслуживать. Во второй половине года вероятно охлаждение инвесторов к развивающимся рынкам, что приведет к сокращению количества поступающей валюты». Все это будет давить на рубль.

Наконец, нельзя исключать просадки нефтяных котировок. Пока рынок поверил в твердость решения стран ОПЕК и не-ОПЕК сократить добычу нефти, чему способствовали данные о снижении добычи уже в январе. Это, конечно, помогает котировкам оставаться сейчас выше 55 долларов за баррель и поддерживать российскую валюту.

Однако сломить этот тренд может сланцевая нефть, которая получила сразу несколько факторов для своего бурного развития. Во-первых, нового президента США, который готов помогать американским нефтедобытчикам. Во-вторых, текущий уровень цен на нефть. 50 долларов за баррель – это в среднем тот уровень, при котором бурение новых скважин на сланцевых месторождениях становится рентабельным.

Пока это сильно не обваливает цены на нефть, однако явно не дает Brent подниматься выше 55–56 долларов за баррель. Рост буровой деятельности в США и, соответственно, добычи частично нивелирует эффект от соглашения ОПЕК и не-ОПЕК.

Учитывая все негативные для рубля факторы, Верников делает поквартальный прогноз по курсу. В первом квартале курс будет в среднем 61, во втором квартале – 63, в третьем – 64, в четвертом квартале – 66 рублей за доллар. Таким образом, рубль ждет медленная и аккуратная девальвация, что порадует не только Минфин и ЦБ, но и ту российскую элиту, которая держит свои деньги в американской валюте.

..............