Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
29 сентября 2016, 17:30 • Экономика

Неожиданному ходу ОПЕК мало кто поверил

Неожиданному ходу ОПЕК мало кто поверил
@ Jim West/imagebroker.com/Global Look Press

Tекст: Ольга Самофалова

Объявленное накануне сенсационное решение ОПЕК ограничить добычу нефти – на которое ранее никто не рассчитывал – моментально подняло котировки нефти и опустило доллар. Однако уже на следующий день оказалось, что рынок отнесся к данному заявлению с большим недоверием. И это понятно – к решению ОПЕК у специалистов осталось слишком много вопросов.

ОПЕК накануне вечером на неформальной встрече в Алжире согласовала ограничение добычи в диапазоне 32,5–33 миллиона баррелей нефти в сутки. Это означает снижение добычи на 1–2% в масштабах организации и на 0,4–0,8% в мировых масштабах. Решение стало большой неожиданностью – ранее аналитики крайне низко оценивали вероятность подобных договоренностей.

Одного желания производителей сегодня недостаточно для того, чтобы оказать влияние на нефть. Самое главное – это позиция спекулянтов

Квоты для каждого участника будет согласовывать специально созданный комитет. Для ряда стран будут определены отдельные квоты. Например, для Ирана, который хотел бы вернуться к докризисным уровням добычи. Ирак, Ливия и Нигерия также в последние годы по разным причинам вынуждены были снижать свою добычу и сейчас хотят ее наращивать, а не сокращать. Поэтому для них также, видимо, будут установлены особые квоты.

Окончательное решение обещают объявить на саммите ОПЕК 30 ноября в Вене. Тогда же должна быть озвучена дата вступления в силу соглашения ОПЕК.

Что касается России, то министр энергетики Александр Новак принимал участие во встрече, но официально Минэнерго России сделало заявление только к вечеру четверга. Новак заявил, что Россия готова рассматривать участие в совместных действиях членов ОПЕК и других добывающих стран на рынке нефти. «Мы занимали всегда очень гибкую позицию, потому что мы считаем, что рынок сейчас не сбалансирован, инвестиции значительно упали, что несет риски в будущем», – сказал министр.

По его мнению, нефтедобывающие страны могут ввести ограничения на добычу нефти на полгода плюс-минус несколько месяцев. «Если бы мы, например, принимали это решение в начале года, наверное, был бы более длинный срок – до одного года», – добавил он. Накануне встречи ОПЕК Новак говорил, что Россия намерена сохранить текущий уровень добычи. 

И тем не менее ко вчерашнему решению ОПЕК осталось много вопросов. Пока непонятно, кто же возьмет на себя наибольшую часть по сокращению добычи? Неужели Саудовская Аравия пойдет на это, рискуя потерять долю на мировом рынке нефти? И стоит ли вообще доверять ОПЕК, которая постоянно нарушает собственные квоты? Наконец, в состоянии ли решение ОПЕК повлиять на цены? Не приведет ли это к обратному эффекту? И, конечно, что решит Россия – присоединяться к этому соглашению или нет?

Реакция нефти и рубля

Рынок в целом не поверил членам ОПЕК, он сомневается, что им удастся воплотить в жизнь планы по ограничению добычи. Об этом говорят данные торгов. Накануне на фоне новостей о соглашении цены на нефть за три часа подскочили на 6%, приблизившись к 50 долларам за баррель. Однако преодолеть важную психологическую отметку в 50 долларов так и не смогли. Более того, в четверг они начали снова снижаться. Инвесторы решили зафиксировать полученную прибыль, поэтому баррель и падает. Так, к 13.13 мск стоимость декабрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent снижалась на 0,71% – до 48,89 доллара за баррель. Цена ноябрьских фьючерсов на нефть марки WTI опускалась на 0,4% – до 46,86 доллара за баррель.

«Инвесторы и трейдеры сомневаются, и это совершенно обоснованно. Более скептически настроенные трейдеры поставили вопрос о полном отсутствии деталей, включая потенциально проблематичный вопрос о том, какие страны будут сокращать добычу», – сказал агентству «Рейтер» главный рыночный стратег CMC Markets Майкл Маккарти (Michael McCarthy).

«Отсутствуют ясность и детали, поэтому люди фиксируют прибыль», – приводит «Рейтер» мнение аналитика исследовательской фирмы Energy Aspects Вирендры Чаухана (Virendra Chauhan).

Курс рубля против доллара и евро накануне тоже взлетел на 5% на фоне роста нефти, достигнут 63 против доллара и 71 против евро (это минимумы с конца июля). Однако в четверг вслед за нефтью рубль также корректируется: доллар и евро днем дорожают на 0,2–0,3% к рублю. Геополитические риски на фоне кардинального расхождения позиций РФ и США в вопросе Сирии, а также после доклада по сбитому в 2014 году малайзийскому «Боингу» над Донецкой областью пока игнорируются участниками рынка, говорят эксперты.

«Важнейший психологический уровень 50 долларов не пройден. С технической точки зрения только уверенный выход Brent из сентябрьского диапазона (45–50 долларов) способен определить направление нового тренда на нефтяном рынке. Так что, на наш взгляд, еще слишком рано праздновать победу тем, кто ставил на нефть и рубль. Наш прогноз относительно последнего мы пока сохраняем без изменений. В  четвертом квартале мы ожидаем возврата доллара в диапазон 65–70 рублей. И единственное, что может этому помешать, – рост Brent выше 50 долларов за баррель», – отмечает руководитель департамента аналитики компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя.

При этом если нефти удастся преодолеть отметку в 50 долларов за баррель, то это будет означать значительное наращивание добычи сланцевой нефти в США и активизацию бурения по всему миру, замечает Том Левинсон из «Сбербанк КИБ». «Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе сокращение добычи ОПЕК (и рост цены) будет иметь обратный эффект, стимулируя увеличение объемов для поддержания бюджетных доходов нефтедобывающих стран», – говорит эксперт. Однако, учитывая настрой рынка, нефть может не уйти за уровень 50 долларов за баррель.

ОПЕК потеряла былую славу и влияние

«Я не особо верю ОПЕК. Они столько раз нарушали установленные квоты. Члены ОПЕК крайне недисциплинированны, к тому же отношения у Саудовской Аравии и Ирана непростые. Какой-то шейх может сказать, что все это филькина грамота. Или арабы могут сказать, что выполняют договоренности, а на самом деле продолжить добывать как и раньше. Они уже приучили нас к тому, что это не серьезная организация, а какая-то лавочка, которая не отвечает за свои слова», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Перед Россией стоит сложный выбор – присоединиться к соглашению ОПЕК или нет: особенно после того, как саудиты «кинули» ее в Дохе. Более того, Россия активно наращивает добычу. Так, в сентябре она поставила исторический рекорд суточной добычи в 11,65 млн баррелей, запустила новые месторождения. Симонов не исключает приличного роста добычи в этом году – на 2–3%.

По мнению эксперта, Россию вполне устроил бы вариант фиксации на 2017 год уровня добычи на уровне середины сентября. В этом случае добыча по году вновь вырастет. Впрочем, даже если Москва согласится заморозить добычу в следующем году на уровне 2016 года, это вовсе не будет означать падения экспорта российской нефти. «Соглашение огранивает добычу, а не экспорт. И поскольку у нас внутренний спрос сокращается, то у нас есть вариант нарастить экспорт и без увеличения добычи», – говорит Симонов.

Решение ОПЕК никак не отразится на ценах. «Будем откровенны, влияние производственного фактора в ценах сильно переоценено. Объемы производства – не самое главное при формировании цены на нефть. Самое главное – это курс доллара и позиция спекулянтов, которые либо вбрасывают деньги на рынок фьючерсов, либо изымают», – объясняет Симонов.

Доказательством тому является поведение нефти в этом году. «Сначала было резкое падение цен. Но когда в мае цены на нефть достигли 50 долларов, никаких рыночных предпосылок к этому не было. Откуда взялся рост цен на 50%, когда Иран увеличивает добычу, Саудовская Аравия – тоже, мы – также? Падала добыча в США, но в меньших объемах, чем ожидалось. Китай растет темпами ниже прошлого года (формирует спрос на нефть). То есть все негативные рыночные факторы сохранялись, но цены выросли на 50%», – рассказывает собеседник.

«Все объясняли это тем, что готовится соглашение в Дохе. Но встреча в Дохе провалилась, и цены на нефть должны были рухнуть. Но этого не произошло. Дальше начинается вообще анекдот: нам говорят, что цены держатся, потому что в Кувейте забастовка. Но она же закончилась через несколько дней. Дальше начались уже откровенные придумки – пожары в провинции Альберта и т. д. Да, были пожары, но говорить, что они убрали с рынка 2 млн баррелей – смешно. Они уже давно закончились, а цены все равно крутятся в районе 45–50 долларов за баррель», – продолжает Константин Симонов.

«Поэтому одного желания производителей недостаточно. Самое главное – это позиция спекулянтов. Вопрос в том, в какую игру они сейчас захотят играть – на падении или на росте», – полагает эксперт.

Вот только ОПЕК не понимает, что уже немного может сделать в этой ситуации. «ОПЕК живет былой славой. Красивая история была бы, если бы создали еще в Дохе ОПЕК-2. ОПЕК распускается, русские с саудитами подписывают соглашение, и вокруг этого формируется ОПЕК-2. Эта история была бы хорошей словесной интервенцией. На этом пиаре мы могли бы спокойно протянуть еще пару лет. Но они эту идею провалили, а в рамках ОПЕК никакую кашу уже не сварят. И они скоро это сами поймут», – резюмирует собеседник.

..............