Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
25 августа 2016, 20:01 • Экономика

США пытаются заблокировать «Северный поток – 2» руками Швеции

США пытаются заблокировать «Северный поток – 2» руками Швеции
@ David W Cerny/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Попытка воспрепятствовать «Северному потоку – 2» руками Польши провалилась – и США начали искать другие пути. Теперь, как пишет шведская пресса, вице-президент США Байден будет убеждать Швецию отказать в выдаче соответствующих разрешений, что может создать куда более серьезные проблемы для проекта. Пойдет ли Стокгольм на поводу у Вашингтона?

Вице-президент США Джозеф Байден может попытаться оказать давление на премьер-министра Швеции Стефана Левена во время переговоров в Стокгольме, чтобы тот выступил против проекта «Северный поток – 2», пишет газета Svenska Dagbladet.

Эта угроза гораздо более значима, чем история с Польшей. Если не будет разрешения Швеции, то морскую часть трубы в ее водах построить будет нельзя

Американская сторона считает, что газопровод важен для России, чтобы «вбить клин между европейскими странами, которые нуждаются в поставках российского газа», а также чтобы иметь возможность «лишить Украину будущих доходов от транзита газа», отмечает издание. Прогнозы газеты подтверждаются: Байден уже выступил в Стокгольме с заявлением, что «Северный поток – 2» – это плохая сделка для Европы».

С другой стороны, газета уверяет, что пока нет признаков, демонстрирующих, что Швеция что-то предпримет для того, чтобы помешать строительству «Северного потока – 2». Реализация газопровода пока идет по ранее утвержденному графику.

Судя по всему, США поняли, что через Польшу помешать «Северному потоку – 2» оказалось не так просто, как они рассчитывали, поэтому решили активировать план Б: прикрыть российский проект через Швецию.

К сожалению, проблемы со Швецией – это куда более серьезная ситуация, потому что, в отличие от Польши, «Северный поток – 2» проходит по территориальным водам Швеции.

«Мы никак не можем обойти согласование со Швецией. Эта угроза гораздо более значима, чем история с Польшей. Если не будет разрешения Швеции, то морскую часть трубы в ее водах построить будет нельзя. Поменять маршрут и обойти ее географически сложно. Вы же не будете класть трубу через Ледовитый океан. Из Питера надо пройти пролив и выйти из Балтики в Германию. Это как нельзя пройти Турцию, минуя пролив Босфор и Дарданеллы», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Напомним, что польский антимонопольный орган отказался согласовать создание СП Газпромом с его пятью европейскими партнерами, через которое должно было идти финансирование строительства «Северного потока – 2». В итоге акционеры проекта сочли, что связываться с поляками себе дороже, и решили отказаться от создания СП, что позволило отозвать заявку на согласование у Польши. То есть теперь разрешения от поляков добиваться не надо. Газпром и партнеры ищут другие пути для возможности профинансировать проект.

«История с Польшей – это скорее родовые травмы европейского законодательства. В Польшу мы обратились вынужденно, потому что создавали СП, а по европейским законам создание любого СП, которое может хоть как-то повлиять на польского потребителя, должно получать одобрение у антимонопольного ведомства страны. Что является, конечно, фарсом, потому что «Северный поток – 2» интересы польских покупателей никак не затрагивает. Тут вопрос европейского правосудия. Однако мы решили эту юридическую дилемму обойти: либо Газпром станет стопроцентным владельцем трубы, либо будет другая схема», – объясняет Симонов.

Собеседник уверен, что обоснованных аргументов у Швеции, для того чтобы не дать разрешения на прокладку двух новых труб рядом с другими двумя трубами «Северного потока – 1», нет. Любая попытка аргументировать отказ будет лишь поводом для отвода глаз.

«Это как в басне Крылова про волка и ягненка. Если Швеция считает себя цивилизованной европейской страной, то она должна будет обосновать отказ в разрешении. Либо она честно признается, что никакая она не европейская цивилизация, что ей дядя из Вашингтона диктует все условия», – говорит эксперт.

Единственной зацепкой могут быть экологические риски. «Но те же самые риски обсуждались и при «Северном потоке – 1», тогда были проведены колоссальные согласования по экологической теме. И это было сделано при несуществующей трубе, а сейчас уже есть опыт работающего газопровода, на котором не было ни одного инцидента или аварии», – говорит Симонов. Если отказать из-за высоких экологических рисков, то возникает вопрос: а как же вы разрешили строительство первых двух ниток трубы? Разве прокладка двух новых рядом что-то меняет в этом плане?

Еще один возможный аргумент для отказа: «Северный поток – 2» якобы нарушает интересы украинских потребителей. Но это тоже будет чисто политическое решение. Потому что «Северный поток – 2» обеспечивает интересы европейских потребителей и России, которые совершенно никак нельзя поставить ниже украинских амбиций. Украина, по сути, посредник, у нее нет ни газа для продажи, ни собственных денег для его покупки. Любой посредник в бизнес-операциях – это лишнее звено, лишние расходы и ненужные риски.

Таким образом, под каким бы предлогом Швеция ни отказала в согласовании проекта «Северного потока – 2», будет понятно, что это имеет политическую подоплеку, причем навязанную из-за океана.  

Тем не менее Симонов сохраняет оптимизм по поводу Швеции, считая, что она все же не пойдет на поводу у США. Такой оптимизм основан на прошлом опыте.

«Да, Швеция рассматривается как страна, зависимая от США. Это страна «социального авангардизма», где многие современные западные идеи отрабатываются первыми. Считается, что она сильно подвержена американскому влиянию», – говорит Симонов. С другой стороны, Швеция ведет себя не так однозначно.

«Когда строили первую трубу «Северного потока», уже тогда Швеция была недружественно к нам настроена, шведские депутаты на полном серьезе говорили, что нельзя допустить стройку, потому что русские пригонят платформу, высадят десант с этой платформы и захватят Стокгольм. Уже тогда во власти Швеции находились умники, которые несли такую ахинею, – рассказывает глава ФНЭБ. – Но, несмотря на это, и это была сенсация, Швеция выдала все разрешения. Потому что не было формальных оснований отказать «Северному потоку – 1».

Интересно, что эта паранойя наблюдалась в Швеции еще до Крыма. Симонов не исключает, что теперь она некоторыми шведскими политиками «может быть умножена на десять».

Он напоминает, что, когда только начинали строить «Северный поток – 1», у антироссийских сил надежд на Швецию было больше всего. «Я прекрасно помню, что, когда запускали «Северный поток – 1», на Украине все как один говорили: «Это все ерунда. Никогда никакого «Северного потока» не будет. На вопрос о том, почему они так в этом уверены, они отвечали: разрешения у Швеции вы никогда не получите», – говорит Симонов.

Таким образом, все же можно рассчитывать на здравый смысл Швеции, а также на поддержку Германии. «Скорее всего, российский газовый концерн со своими европейскими партнерами сможет уладить эту ситуацию, поскольку в реализации проекта заинтересована Германия, у которой есть сильные рычаги воздействия на европейских чиновников», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

..............