Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
30 ноября 2016, 08:52 • Экономика

Рывок в промышленности ведет российскую экономику к росту

Рывок в промышленности ведет российскую экономику к росту
@ Сергей Коньков/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Российская экономика демонстрирует ряд улучшений, которые дают основания говорить, что долгожданный выход из кризиса не за горами. ВВП страны наконец вышел в ноль, а без этого нельзя начать показывать положительную динамику. Российский рубль убедил в своей силе даже иностранцев. Но главное, что в промышленности впервые за три с половиной года наблюдается улучшение делового климата.

Российская экономика демонстрирует новые факты развития в положительном ключе. Так, ВВП страны в октябре с учетом сезонного фактора показал нулевую динамику месяц к месяцу. Обрабатывающие производства и строительство с сезонной корректировкой и вовсе вышли в плюс, посчитали в Минэкономразвития. Для сравнения, в сентябре экономика продемонстрировала снижение на 0,2% к августу.

В МВФ признали, что российская экономика сумела выдержать двойной шок – от снижения цен на нефть и от санкций, и теперь наблюдаются признаки начинающегося оздоровления

С еще более оптимистичными оценками на минувшей неделе выступил Внешэкономбанк – по его данным, рост ВВП России в третьем квартале 2016 года с поправкой на сезонный фактор составил 0,1% относительно предыдущего квартала. Такой прирост ВВП по итогам квартала был замечен впервые с 2014 года. 

В целом за десять месяцев снижение ВВП год к году составило 0,7%, а в октябре – 0,5%. 

Даже миссия МВФ во главе с Эрнесто Рамиресом Риго, работавшая в Москве 14–18 ноября, пришла к положительным выводам относительно российской экономики. В МВФ признали, что российская экономика сумела выдержать двойной шок – от снижения цен на нефть и от санкций, и теперь наблюдаются признаки начинающегося оздоровления.

Поэтому МВФ в очередной раз в этом году вынужден улучшать свой прогноз по динамике ВВП России. Теперь фонд ожидает сокращения российского ВВП в 2016 году лишь на 0,6%. В октябре фонд оценивал сокращение российской экономики в 2016 году на уровне 0,8%, а ранее, в июле, на 1,2%. Прогноз на 2017 год остался неизменным – Россию ждет рост на 1,1%.

В сторону улучшения пересмотрен и прогноз по инфляции. Если в октябре МВФ ожидал инфляции на уровне 5,9% к концу 2016 года, то сейчас показатель составляет 5,6%. В 2017 году, по мнению фонда, «инфляция будет продолжать снижаться».

Даже если посчитать, что подсчеты ВЭБ о росте российской экономики в третьем квартале несколько оптимистичны, то выход в ноль в октябре в любом случае вселяет надежду на то, что и в ноябре, и в декабре российская экономика покажет позитивную динамику.

И основания для этого имеются. В промышленности впервые за последние три с половиной года образовалась новая позитивная тенденция – заметно улучшился деловой климат.

Так, индекс предпринимательской уверенности в промышленности (ИПУ) после полугодового стояния на отметке минус 5% за последние два месяца (октябрь – ноябрь) совершил рывок на 2 п. п., достигнув в ноябре 2016 г. значения в минус 3%. Такой вывод делают в Центре конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ на основе очередного опроса руководителей более чем 3 тыс. крупных и средних промышленных предприятий из 82 субъектов РФ.

Учитывая высокую консервативность этого индекса, его рост на 2 п. п. за столь короткий период можно интерпретировать как серьезный позитивный сигнал, свидетельствующий о явно положительных текущих и ожидаемых событиях в промышленности, комментирует директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Промышленные предприятия отмечают улучшение ситуации с производством и спросом. Так, предпринимателей, которые заявили об увеличении объемов производства в ноябре, стало столько же, сколько и тех, кто сократил объемы. До этого компаний, сокращающих объемы выпуска, было значительно больше. Что касается спроса, то в ноябре только 16% опрошенных заявили о снижении спроса, и это лучший результат в этом году. Наконец, прогнозы предпринимателей относительно развития производственной и спросовой ситуаций на ближайшие три–четыре месяца выглядят теперь значительно лучше, чем в начале года.

Лидерами в промышленности являются нефтедобыча (нефтяники в этом году поставят новый годовой рекорд по добыче сырой нефти за весь постсоветский период) и химическое производство. Уже третий месяц подряд подают положительные сигналы предприятия металлургической отрасли. В числе аутсайдеров по-прежнему производители строительных материалов.

Конечно, проблемы у промышленности еще имеются. Однако зафиксированные в октябре и ноябре улучшения дают основания говорить о том, что «уже в 2017 году промышленность в состоянии войти в благоприятную зону», указывает Остапкович. Учитывая имеющиеся проблемы, начиная с дефицита бюджета и заканчивая сохраняющейся неопределенностью относительно курса рубля, промышленность сможет расти в ближайшие два–три года максимум на 2,2% в год, считает эксперт НИУ ВШЭ, а это ниже среднемировых темпов роста. Чтобы прибавить в росте, необходимо, чтобы в России происходили технологические прорывы в самой крупной отрасли экономики – обрабатывающей, считает Остапкович.

Ситуация в промышленности пошла на поправку благодаря действиям не только самих предпринимателей, но и государства.

«Благодаря регуляторным действиям ЦБ РФ в текущем году почти в два раза снизилась инфляция. Практически прекратились скачки национальной валюты. А именно эти два фактора плюс неопределенность экономической ситуации являются наиболее лимитирующими для предпринимателей», – отмечает Остапкович. Наконец, важным решением стало внедрение Минпромторгом программы содействия импортозамещению. «Пока, правда, наблюдается лишь фрагментарный процесс импортозамещения. Однако данное дорогостоящее мероприятие, особенно связанное с импортозамещением высокотехнологичной продукции, невозможно осуществить за два года. Фактически процесс импортозамещения является составной частью структурной реформы. Для реализации этого проекта необходимо более продолжительное время и наличие квалифицированных специалистов, в том числе из зарубежных стран, имеющих опыт создания подобной продукции», – говорит экономист.

Сегодня главное – не мешать предприятиям благополучно завершить адаптацию и, возможно, перейти в зону расширения

Наконец, серьезная поддержка части российских предприятий была оказана в рамках антикризисной программы в виде прямого бюджетного финансирования и субсидированного кредитования.

Остапкович считает, что мы уже не должны увидеть таких помесячных провалов темпов роста промышленности в минус 5%, которые были характерны для отрасли в 2015 году. «Сегодня главное – не мешать предприятиям благополучно завершить адаптацию и, возможно, перейти в зону слабого, но расширения. Ведь даже постоянные вбросы в СМИ о грядущих налоговых изменениях (НДС, ЕСН, НДФЛ и другое) вводят бизнесменов в состояние неопределенности относительно инвестиционных перспектив своих предприятий, особенно с длинным инвестиционным циклом», – предупреждает экономист.

Кроме того, есть две проблемы, без решения которых нельзя будет говорить об устойчивом росте экономики и промышленности – это хронический кризис реальных доходов населения (а это падение потребительского спроса) и дефицит госбюджета (а это низкий инвестиционный спрос). Ведь пока по-прежнему около 70% добавленной стоимости в России создается государственными предприятиями. Конечно, надо продолжать развивать малый и средний бизнес, но реальным игроком в экономике он пока не является.

Еще один немаловажный фактор, свидетельствующий об улучшении в экономической ситуации в стране, – это стабилизация курса российской валюты. С начала года рубль подорожал на 13,3% – лучший результат после бразильского реала среди валют развивающихся стран.

Более того, успехи рубля и в целом российской экономики отмечают даже иностранные инвесторы. Так, ставки против рубля в США обнулились впервые с 2011 года. Крупные спекулятивные ставки в США против рубля на чикагской бирже CME за неделю, завершившуюся 22 ноября, сократились до нуля, когда закрылись последние 140 коротких позиций, следует из данных CFTC, которые приводит РБК.

«В мире отрицательных ставок и распродажи многих развивающихся рынков после победы Трампа рубль рассматривается как один из наиболее привлекательных инструментов для керри-трейда (заработок на разнице процентных ставок)», – приводит издание слова старшего экономиста Danske Bank Владимира Миклашевского.

«Восстановление экономики, стабилизация нефтяных котировок и снижение инфляции делают рублевые активы одной из самых интересных идей на глобальном рынке на 2017-й. Текущие доходности по длинным ОФЗ обеспечивают инвесторам высокую реальную ставку в условиях снижения инфляции», – отмечает портфельный управляющий УК «Райффайзен Капитал» Антон Кравченко. 

«Значительную часть средств лучше инвестировать в российские облигации и ПИФы рублевых облигаций, доходность по которым на горизонте 12 месяцев может составить 7–9%. Диверсифицировать портфель можно за счет паев ПИФов российских и иностранных акций», – считает аналитик. 

Наконец, после избрания Дональда Трампа на фондовых площадках царит оптимизм, что позволило индексу ММВБ расти и обновлять исторические максимумы, достигая 2107 пунктов (на прошлой неделе в четверг). Помогают и нефтяные котировки, которые поддерживаются благодаря ожиданиям, что странам ОПЕК все-таки удастся прийти к компромиссу по поводу сокращения добычи 30 ноября.

Учитывая успехи экономики, Россия уже в следующем году может рассчитывать на то, что международные рейтинговые агентства вынуждены будут повысить рейтинг нашей страны.

«Грамотная бюджетная и денежно-кредитная политика, проводимая российскими властями, в 2017 году будет способствовать пересмотру рейтинга РФ до более высокого уровня со стороны международных рейтинговых агентств. Однако для реализации этого сценария цены на нефть не должны упасть ниже 40 долларов за баррель, а санкции в отношении РФ – несколько ослабнуть», – отмечает Сергей Кочергин из ГК Exness.

И все же, несмотря на видимые улучшения экономической ситуации, существуют внешние риски, которые могут затормозить плавный выход России из кризиса. Риски по-прежнему создают переговоры ОПЕК по заморозке нефти, а также ожидаемое в декабре повышение ключевой ставки ФРС США, которое ослабит валюты развивающихся стран. Рублю также будет тяжело удержаться под этим натиском.

..............