Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
21 января 2016, 14:55 • Экономика

Курс 100 рублей за доллар уже не кажется фантастикой

Курс 100 рублей за доллар уже не кажется фантастикой
@ Антон Денисов/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Российский рубль преодолел очередной исторический минимум – 85 рублей за доллар, евро – дороже 92. Как глубоко в моменте может рухнуть нефть, а следом и рубль? Пробьет ли российская валюта 100 рублей за доллар и сможет ли вернуться обратно к 60?

Российский рубль продолжает ставить антирекорды. Еще накануне доллар обновил исторический максимум к рублю, когда вырос до 82,46 рубля на фоне падения нефти марки Brent до 27,08 доллара за баррель.

Я не ожидаю существенного укрепления рубля, хотя при отскоке нефтяных цен какая-то корреляция вверх возможна. Но на уровень 60 рублей (за доллар) он никогда не вернется

На торгах в четверг курс российской валюты сдал уровень в 85 рублей за доллар и к 13 мск поднялся на 4,5% – до 85,1 рубля. Евро вырос на столько же и стоит 92,6 рубля. При этом баррель нефти на торгах падает не так сильно – менее чем на 1%, до 27,66 доллара. В предыдущие дни падения рубль, наоборот, слабел меньшими темпами, чем нефть.

Однако уже к 14 мск рубль стал медленно отыгрывать падение, вернувшись к 84,4 за доллар и 92,16 за евро. Brent торгуется также в районе «минус» 1%.

С лета 2014 года черное золото обваливалось более чем в три раза – со 115 до 36 долларов за бочку Brent, а в первые дни нового 2016 года обрушилось ниже 30. Падение объясняется фундаментальными причинами – высоким уровнем добычи на фоне замедлившегося спроса, в том числе из-за ситуации в Китае. Также столь глубокое падение объясняется финансовыми факторами, в том числе укреплением американской валюты из-за ужесточения политики ФРС.

Позиции Кремля и ЦБ

В Кремле не считают курс рубля обвальным, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Вы знаете, что у нас есть мегарегулятор. Центральный банк достаточно внимательно следит за ситуацией и ее анализирует. Поэтому я бы не употреблял слово «обвал». Курс действительно меняется, курс волатилен. Но это далеко не обвал, и в данном случае нет оснований полагать, что у Центробанка отсутствуют какие-либо сценарии, призванные избежать действительно обвальных изменений», – цитирует РИА «Новости» слова пресс-секретаря президента.

Информацию о рынке валют в «рабочем режиме» докладывают Владимиру Путину, каких-либо специальных совещаний по курсу национальной валюты не запланировано, заявил Песков. Тем не менее на следующую неделю запланирована встреча президента страны с членами кабинета министров. «Нельзя исключать, что в рамках общих обсуждений отдельно будет поднята и эта тема», – сказал пресс-секретарь президента.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила накануне, что курс рубля близок к фундаментально обоснованным значениям. Поэтому ЦБ не планирует выходить на рынок, пока не увидит риски финансовой стабильности. Пока этого нет, считает Набиуллина. Одним из индикаторов для ЦБ является рыночная волатильность больше чем на 5% в день. Сейчас падение рубля чуть ниже, но уже близко к рискованному уровню.  

Когда ЦБ РФ отпустил рубль в свободное плавание, для него главным стал не курс рубля, а уровень инфляции.

Глава ВТБ Андрей Костин, как и ЦБ РФ, не видит признаков валютного шока в наблюдаемом падении курса рубля на 4% за торговый день. «Валютного шока нет, неординарного поведения клиентов не видим», – сказал он в кулуарах Давосского экономического форума. По его мнению, нынешний уровень ключевой ставки 11% адекватен экономическим условиям. «Возможно, могут быть послабления ЦБ с точки зрения нормативов, не думаю, что нужна поддержка капиталом и ликвидностью», – сказал глава ВТБ, отвечая на вопрос, нужна ли сейчас поддержка банковскому сектору.

«Видно, что ЦБР не проявляет нервозности. Правильно, зачем тратить ЗВР при дешевеющей нефти и отсутствии паники среди населения. Ведь никто не бежит скупать доллары и евро. В Банке России просто наблюдают, как американский доллар перешагивает очередную отметку», – поддерживает действия регулятора Владислав Антонов из «Альпари».

Прогноз

Эксперты уверены, что нефть продолжит искать свое дно, а следом и рубль – свое.

Экс-министр финансов России и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин на деловом завтраке ВТБ в рамках Международного экономического форума в Давосе не исключил падения котировок черного золота до 16–18 долларов за баррель, но на короткое время.

«Дело в том, что, действительно, сегодня мы имеем целый ряд факторов, которые работают на снижение цены. И мы не знаем, какая это будет самая низкая точка. Она будет ниже, чем то, что мы видим сегодня. Она может дойти до 18, даже до 16. Но не на долгое время. Действительно, это будет такая самая низкая точка. Но затем, конечно, цена скорректируется и пойдет вверх. Но мы, скорее всего, не достигли нижней точки», – рассказал экс-министр финансов.

«Это реально в случае паники рынка, когда цены могут резко уйти очень значительно от объективных уровней», – согласен финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

А вот с отскоком ситуация, на его взгляд, сложнее. «Текущий спад связан не с недостатком финансовой ликвидности, не с шоком со стороны покупателей, как это было в 2008–2009 гг., а с обилием предложения, поэтому надеяться можно лишь на умеренный отскок. Рискну осторожно предположить, что даже в случае отскока на конец года лучше рассчитывать на уровни вблизи 40 долларов за баррель. Это почти в полтора раза выше текущих уровней, но всего лишь соответствует уровням на начало года», – рассуждает эксперт.

В любом случае, рубль будет копировать динамику нефти. Как низко может уйти российская валюта – вопрос без ответа. Теперь никто не исключает и 90, и 100 рублей за доллар.

«Невозможно прогнозировать, как глубоко в моменте могут рухнуть оба актива – нефть и рубль. Нам лишь остается надеяться, что это будет ниже психологической для большинства людей отметки в 100 рублей за доллар», – говорит Купцикевич. Если нефть упадет к 23 долларам за баррель в ближайшие месяцы, то рубль будет стоить 100 за доллар, добавляет он.

Хорошие новости в том, что так или иначе, но будет отскок. Кудрин считает, что курс рубля сможет вернуться к нынешним позициям подобно тому, как это было в декабре 2014 года.

Тогда рубль пережил сильнейший со времен дефолтного 1998 года обвал курса к доллару и евро – новые исторические минимумы были зафиксированы 16 декабря на уровне 80 рублей за доллар и 100 рублей за евро. Однако затем российская валюта начала отвоевывать позиции. Так, доллар несколько месяцев торговался в районе 60–65 рублей, в конце марта опустился ниже, а 15 апреля и вовсе впервые с ноября 2014 года упал ниже 50 рублей.

Однако удастся ли рублю на этот раз вернуться к 60 рублям за доллар, как в прошлом году? Президент банка ВТБ Андрей Костин считает, что это уже вряд ли. Рубль останется слабым «на фоне сильно укрепляющегося доллара». «Я не ожидаю существенного укрепления рубля, хотя при отскоке нефтяных цен какая-то корреляция вверх возможна. Но на уровень 60 рублей (за доллар) он никогда не вернется», – заявил Костин в Давосе.

Forbes назвал плюсы дешевого рубля для российской экономики

Тем временем обозреватель американского финансово-экономического журнала Forbes Тим Уорстол написал, что ослабление рубля – это то, что нужно экономике России в настоящий момент.  

«Возможно, это кажется немного странным – радоваться падению ценности валюты. В конце концов, из-за этого жители страны становятся беднее. Однако есть времена, когда это (ситуация с валютой) то, что нужно, и сейчас в России как раз такие времена», – пишет Уорстол.

Во-первых, объясняет он, Россия продает нефть в долларах. И если в долларах цена на нефть «падает стремительно», в рублях снижение происходит медленнее. Это снимает как минимум часть нагрузки с российского государственного бюджета, который рассчитывается в рублях. «Ослабление валюты стимулирует покупательскую способность Кремля. Страна получает больше рублей за баррель экспортируемой нефти, чем раньше. Конечно, падающая цена на нефть работает в обратном направлении, но падение курса рубля смягчает эффект», – пишет Уорстол.

Во-вторых, слабый рубль может оказать положительное воздействие на российскую промышленность ввиду необходимости заменять импортируемые товары своими собственными. По его словам, в ситуации, когда такая зависимая от экспорта нефти и газа страна, как Россия, сталкивается с падением цен на топливо, ее экономика остро нуждается в переориентации. Необходимо, чтобы страна производила больше товаров, которые она ранее импортировала.

«Ослабление валюты как раз этому способствует. Это делает импорт более дорогостоящим, ввиду чего количество ввозимых товаров снижается. Внутреннее производство становится более выгодным, поэтому оно увеличивается. Кроме того, это удешевляет экспорт других товаров, не связанных с нефтью и газом. Для этой экономики это то, что доктор прописал», – пояснил Уорстол.

В теории все, о чем пишет американский обозреватель, справедливо. Однако в текущей ситуации все эти плюсы становятся на практике минусами. «Для проявления всех этих плюсов от девальвации курс должен стабилизироваться на продолжительный срок – около года, только тогда в страну потянутся капиталы», – поясняет Купцикевич. Высокая же волатильность, которая наблюдается сейчас, – огромный минус, который надолго перекрывает собой все плюсы, по крайней мере, в самой ближайшей перспективе. «Только в перспективе нескольких лет это позволит сделать нашу рабочую силу более конкурентоспособной, но по факту уже сейчас ослабление рубля проявляется в виде падения уровня жизни россиян, роста безработицы и сокращения инвестиционных проектов», – заключает эксперт.

..............