Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
10 сентября 2015, 14:49 • Экономика

Сланцевая нефть уходит с рынка

Сланцевая нефть уходит с рынка
@ Carlos Garcia Rawlins/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Добыча сланцевой нефти в США падает три месяца подряд, число буровых сокращается. Это позитивный сигнал о том, что скоро нефтяной рынок стабилизируется, уверен глава Минэнерго Александр Новак. Почему сворачивается сланцевая нефтяная революция в США?

Снижение объемов сланцевой нефтедобычи – устойчивый тренд последних месяцев, отметил министр энергетики РФ Александр Новак в эфире телеканала «Россия 24».

За последние три месяца мы наблюдаем снижение объема добычи примерно на 300 тыс. баррелей

«Из-за низких цен уходят инвестиции, сокращается количество буровых установок в тех же США: если год назад их было 1600, то сейчас – около 600. То есть больше чем на 50% снизилось количество буровых установок. За последние три месяца мы наблюдаем снижение объема добычи примерно на 300 тыс. баррелей», – сказал он.

По словам министра, сланцевая нефть потихоньку уходит с рынка. «Это позитивный сигнал, который позволяет говорить о том, что в среднесрочном периоде возможно, что рынок сбалансируется», – считает Новак.

Добыча сланцевой нефти начала падать еще в прошлом году – вслед за падающими котировками нефти. Производство нефти на «новых месторождениях» в США, к которым в первую очередь относятся сланцевые пласты, уменьшилось в период с мая 2014 года по январь 2015-го с 600 тыс. до 525 тыс. баррелей в день. При этом бурение новых скважин для добычи нефти сократилось на 32%, в том числе в штатах Северная Дакота, Техас и Нью-Мексико. Это отмечал в своем докладе Центр энергетических исследований Университета Райса, расположенного в «американской нефтяной столице» – Хьюстоне (штат Техас). Только в отдельных районах, например на юге Техаса, компаниям удалось сохранить производство сырья на прежнем уровне.

Постепенно в первом полугодии 2015 года цены на нефть вернулись к уровню 60–70 долларов за баррель, что несколько облегчило положение сланцевых проектов, поэтому стали появляться оптимистичные заявления о том, что сланцевая нефть неуязвима. Однако реальность оказалась иной. Проблемы сланцевой индустрии в этом году только усугубились. Достаточно посмотреть на падение прибылей крупнейших сервисных компаний, которые оказывают услуги по бурению и гидроразрыву. К примеру, чистая прибыль крупнейшей в мире американской сервисной компании в области нефтегазодобычи Schlumberger снизилась в первом полугодии 2015 года на 34% по сравнению с аналогичным показателем за 2014 год, или на 1,1 млрд долларов.

Как отмечает президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, дешевеющая нефть наносит сильный удар по сланцевым проектам, потому что у них высокие операционные расходы. Добыча сланцевой нефти предполагает постоянное горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Для сравнения: добыча на шельфе имеет высокие капитальные затраты, так как надо построить и установить дорогую платформу, но текущие расходы на добычу будут невысокими. Со сланцевыми проектами все наоборот: первичные инвестиции небольшие, но текущие затраты солидные. Поэтому эти сланцевые проекты наиболее чувствительны к изменению рыночных цен, указывает Симонов.

На днях стало известно, что объем добычи нефти в США в первом полугодии оказался куда ниже прогнозов. Согласно представленным 1 сентября данным управления информации министерства энергетики США, оценки добычи в первые пять месяцев нынешнего года пересмотрены в сторону понижения – от 40 до 130 тыс. баррелей в сутки в зависимости от региона, где осуществляется добыча. Наиболее значительно пересмотрены объемы добычи нефти в Техасе и на морских платформах в Мексиканском заливе.

Когда в апреле этого года добыча американских компаний превысила 9,6 млн баррелей в сутки – это был самый высокий уровень добычи за последние 45 лет. США радовались, что стали крупнейшим производителем нефти в мире. Однако радость длилась недолго. Несмотря на титанические усилия, добыча в США после апрельского пика снизилась и в июне составила менее 9,3 млн баррелей в сутки.

Эксперты банка Morgan Stanley думают, что пока рано говорить об изменении тенденции на нефтяном рынке. Между тем они вынуждены признать, что «если данные будут указывать на более значительное снижение объемов добычи в Северной Дакоте, Техасе или на месторождениях сланцевой нефти, то это может добавить уверенности участникам рынка».

Предпосылки для дальнейшего снижения добычи сланцевой нефти имеются. Сланцевый бум в Северной Америке сходит на нет, во-первых – потому что цены на нефть достигли шестилетнего минимума, во-вторых – потому что добыча нефти в США, вероятно, достигла своего пика.

Низкие цены на нефть создают серьезные финансовые трудности для добытчиков сланцевой нефти, которым приходиться брать все больше кредитов для бурения, на высокие операционные расходы. Акции компаний, которые разрабатывают сланцевые месторождения, подешевели более чем в два раза в конце 2014 – начале 2015 года. В первом полугодии 2015 года большинство из них зафиксировали убытки. Американские банки пока продолжают их кредитовать (объем задолженности зачастую превышает стоимость активов сланцевых компаний), но как только такая финансовая подпитка прекратится – пузырь неминуемо лопнет. Некоторые не исключают, что еще до того, как ФРС США решится поднять ключевую ставку.

Статистика также говорит о том, что добыча нефти в США достигла своего пика. Если посмотреть на крупнейшее месторождение сланцевой нефти Баккен в Северной Дакоте (флагман нефтяной индустрии США), то, с одной стороны, количество действующих скважин там увеличивается так быстро, как никогда за всю историю. С января по июнь 2015 года там появилось 966 новых скважин. Но, несмотря на это, добыча на Баккене не выросла, а снизилась. В июне 2015 года там было добыто лишь 1152 тыс. баррелей в сутки, что означает сокращение по сравнению с пиком добычи в декабре 2014 года на 12 тыс. баррелей в сутки. Поэтому велики шансы, что снижение добычи нефти в США продолжится.

Агентство энергетической информации США считает, что единственное сланцевое месторождение, где США могут ожидать рост добычи во второй половине 2015 года, – это не Баккен, а Пермский бассейн. Сейчас объем добычи там превысил 2 млн баррелей в сутки.

Важным фактором для нефтяного рынка станут итоги сентябрьского заседания ФРС. Если американский регулятор примет решение повысить ставки, это вызовет укрепление доллара и, следовательно, снижение цен на нефть. Если же Вашингтон отложит это решение до конца года или начала следующего, тогда у нефтяных цен появятся возможности для роста. Большинство экспертов сейчас ожидает второй вариант.

«До конца года высока вероятность того, что цена на нефть приблизится к отметке 70 долларов за баррель. При этом в течение этого времени возможны локальные падения нефтяных котировок – в целом общий тренд видится сейчас на рост актива», – считает Дарья Желаннова из «Альпари».

..............