Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
28 июля 2015, 19:35 • Экономика

Запрещенные западные продукты придется сжигать в крематориях

Запрещенные западные продукты придется сжигать в крематориях
@ Maxim Shemetov/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Минсельхоз буквально за несколько дней подготовил законопроект, где прописал правила уничтожения запрещенных импортных продуктов питания. Их будут либо сжигать, либо утилизировать на специальных полигонах как просроченные товары. Насколько эта мера может быть эффективна и есть ли альтернатива уничтожению продуктов питания?

Минсельхоз РФ за выходные разработал проект постановления правительства, утверждающий правила незамедлительного уничтожения продуктов, подпадающих под эмбарго, прямо на границе после оформления протокола о факте изъятия.

Эффективной может стать мера в виде денежных штрафных санкций за ввоз и реализацию запрещенной продукции

Сейчас по закону обнаруженные санкционные грузы должны быть возвращены их отправителям. Однако министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев считает это неэффективным методом. Такие товары, как правило, низкого качества и продаются по небольшой цене. И от этого страдают российские аграрии, которые зачастую выращивают ту же самую продукцию, но более высокого качества.

Другого варианта на сегодняшний день нет, потому что попавшие под запрет продукты уходят через одни ворота и возвращаются через другие, отметила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Законопроект написали буквально за три дня после того, как в пятницу президент России Владимир Путин согласился с предложением Ткачева принять меры для уничтожения на месте ввозимых в РФ товаров из санкционного списка. Сейчас проект на согласовании в Кабмине.

По словам замминистра Минсельхоза Евгения Громыко, постановление описывает порядок изъятия и немедленного уничтожения продуктов, попавших под ограничения. «Документ предусматривает, как утилизировать жиры, как утилизировать сыры, как утилизировать овощи и фрукты», – говорит Громыко. Остается нерешенным лишь один вопрос – каким образом утилизировать продукты, которые могут нанести вред окружающей среде, например мясные изделия.

Решение об изъятии товара будет приниматься должностными лицами Федеральной таможенной службы, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, обнаружившими факт контрабанды. А уничтожать будет специализированная структура, подведомственная Росимуществу.

«Я предполагаю, что происходить будет так же, как и сейчас. Сами мы не уничтожаем продукцию – есть специальное ведомство, которое у нас ее принимает и уничтожает. Это не само Росимущество, а организация, которая это все собирает и уничтожает», – рассказал замруководителя Россельхознадзора Николай Власов. Россельхознадзор в настоящий момент ждет поручения, в котором будет прописан механизм уничтожения санкционного продовольствия, добавил Власов.

Несмотря на запрет импорта европейских овощей, фруктов, мяса и рыбы в Россию, на границе постоянно обнаруживаются санкционные продукты, которые пытаются ввезти в нашу страну через третьи страны. В основном через Белоруссию, иногда всплывает и Казахстан. К примеру, по бумагам конечная точка товара – Казахстан, но на практике этот санкционный груз до казахстанцев так и не доходит, а оседает в российских магазинах. Другой распространенный способ – просто спрятать от глаз проверяющих: обложить санкицонный французский сыр сверху белорусским. Всю машину проверять вряд ли будут, а в крайних коробках окажется действительно белорусский сыр, как и по бумагам.

Есть и вполне законный способ. Товар ввозится в Белоруссию, а там перефасовывается и превращается в белорусский. А в России маркировку могут снять и продавать на развес, например. Или в накладных вообще не указывается страна-производитель, или указывается Белоруссия.

Наконец, санкционный товар поступает в Россию и благодаря взяткам таможенникам, причем прямиком из стран, против которых Россия ввела контрсанкции. К примеру, продукция везется из Польши, на бумаге она проходит под совсем другим таможенным кодом (условно – под кодом варенье, а в машине реально яблоки), но ее пропускают благодаря коррупции.

#{smallinfographicleft=740693}С юридической точки зрения уничтожать продукцию на своей границе Россия имеет полное право.

Изъятие и уничтожение продукции на границе – это более эффективный вариант непопадания запрещенного товара на полку магазина, нежели обычный возврат товара отправителю, попытавшемуся нарушить запрет, согласен зампредседателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

Однако куда более важная задача – это не то, что и как делать с ввезенным в страну «санкционным» товаром. Первоочередная задача – не допустить его попадания через границу. И для ее решения эффективной может стать мера в виде денежных штрафных санкций за ввоз и реализацию запрещенной продукции, считает собеседник газеты ВЗГЛЯД. «Экономическая нецелесообразность и финансовые убытки сделают попытки нарушения специальных мер непривлекательными для бизнеса», – считает Леонов. 

Мотивация данного законопроекта понятна, однако существует риск, что Россельхознадзор и другие ведомства получат дополнительные полномочия, которые будут использоваться в том числе в коррупционных целях, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

«Во-первых, возможен риск злоупотреблений, рост коррупционной нагрузки на бизнесменов, особенно в регионах. Как фермер сможет доказать, что у него не поддельный ветеринарный сертификат, что он везет свою свинину на продажу, если у нас появляется презумпция виновности?» – добавляет он.

Действительно, пока не ясно, как ведомства будут отличать честный транзитный товар, следующий через РФ в адрес третьих стран, от контрабанды, и где гарантия, что не будут уничтожать и то и другое.

«Во-вторых, мы прекрасно знаем, как уничтожались мобильные телефоны контрафактные, изымаемые на таможне», – продолжает эксперт. Напомним, что их потом все равно обнаруживали на прилавках магазинов.

«В-третьих, чтобы уничтожать продукты питания в больших количествах, необходимы дополнительные бюджетные средства. Мы помним, как создавались специальные крематории для сжигания контрабандного краба», – отмечает Кабанов. В данном случае дополнительные средства получит Росимущество, структура которого будет заниматься уничтожением запрещенных продуктов питания.

Техника уничтожения пока не совсем ясна. Однако можно действительно сжигать с помощью специальных санитарных печей-«крематориев». Но для колбас такой способ не подходит, ибо сжигание будет сопровождаться вредными выбросами. Здесь может быть использован второй способ – утилизация продукции на специальных полигонах. Так обычно поступают розничные сети с просроченными продуктами.

Между тем появились разные предложения относительно того, как лучше утилизировать запрещенные ко ввозу в Россию мясо, колбасы, рыбу, овощи, фрукты, молочную продукцию. К примеру, Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ предлагает отдавать запретные продукты беженцам с Украины. Если они все равно попадают в страну, то их лучше отдать малообеспеченному населению, тем более украинцам, которые сейчас в этом очень нуждаются, полагают в СПЧ.

Другие считают, что хамон и пармезан, задержанные на границе, можно отправить с гуманитарным конвоем в Донбасс. Третьи считают, что в России немало и своих малообеспеченных и нуждающихся в благотворительности. Поэтому запрещенные продукты можно отдать в детские дома, дома престарелых и тому подобное.

..............