Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
19 ноября 2015, 16:40 • Экономика

МВФ отказался решать украинский долговой кризис

МВФ отказался решать украинский долговой кризис
@ Наталия Селиверстова/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

Международный валютный фонд публично дистанцировался от решения проблемы украинского долга перед Россией, призвав Москву и Киев разбираться самостоятельно. Однако этот долг в 3 млрд долларов – лишь формально дело двух государств. Решение проблемы невозможно без участия покровителей Украины – США и ЕС. Молчание украинских властей в ответ на предложения Путина в этом смысле крайне показательно.

«На недавней встрече президента (РФ Владимира) Путина и управляющего директора (МВФ Кристин Лагард) российские власти озвучили предложение, которое касалось долговой нагрузки и финансовой ситуации на Украине в контексте программы фонда. Как мы уже говорили, мы ожидаем, что российские и украинские власти проведут прямые переговоры по этому вопросу», – сказал представитель МВФ, передает РИА «Новости». Однако сообщить, будет ли фонд поддерживать каким-либо образом ход данных переговоров, он не смог.

Россия должна иметь гарантии, что ее «не пошлют потом куда подальше», тогда как ситуация на Украине к этому располагает

Ранее Владимир Путин сделал выгодное всем сторонам предложение, спасающее Украину от дефолта по суверенному долгу. Москва предложила рассрочку на три года по долгу на 3 млрд долларов, сейчас крайний срок его полной оплаты – 20 декабря 2015 года. Киеву же предлагается возможность погашать задолженность по 1 млрд в год в 2016–2018 гг.

Что касается реструктуризации долга Киева, то Россия должна иметь гарантии, что ее «не пошлют потом куда подальше», тогда как ситуация на Украине к этому располагает, заявил премьер Дмитрий Медведев сразу после призыва МВФ к прямому диалогу с Киевом.

Премьер также пояснил, почему Россия делает такой жест доброй воли. Переговоры по долгу Киева идут вне зависимости от политической конъюнктуры. Украина – это близкое России государство, «и какие бы ни были сейчас политические отношения, там живут близкие нам люди». «У нас действительно очень активные связи всегда были с Украиной, поэтому мы пытаемся с ними договариваться и по вопросу этого самого кредита, который на самом деле когда-то украинское государство очень хотело получить», – отметил российский премьер.

Еще во вторник министр финансов Антон Силуанов говорил, что Москва готова начать переговоры с Украиной по условиям, озвученным Путиным, если это предложение будет поддержано МВФ. Медведев в четверг заявил, что встречи по реструктуризации долга Украины перед РФ проходят сейчас на уровне министров финансов, обсуждается направленный Россией в МВФ вариант погашения.

Россия и Украина – лишь формально главные действующие лица долговой проблемы. Но ее решение невозможно без поддержки МВФ и его главных акционеров – США и ЕС. Если бы Россия сразу обратилась в Киев, то реакция оттуда могла бы на корню похоронить здравую идею решения проблемы. Сложно представить, что правительство Украины готово вести конструктивные переговоры по реструктуризации долга. 

План по реструктуризации от Киева потребует как минимум признать суверенный характер долга перед Россией. «Для всех честных людей понятно, что речь идет об обязательстве, которое возникло у Украины как у государства, а не у каких-то коммерческих структур. Это совершенно понятно, остальное – манипуляции», – говорит Медведев.

В любом случае Украина самостоятельно не решает вопрос о реструктуризации. «Если МВФ прикажет, то Яценюк однозначно все сделает. Здесь решает не Яценюк и не Порошенко, исключительно МВФ», – говорил газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Реакция Киева на предложение Путина по рассрочке долга пока крайне сдержанная, если не сказать – неопределенная. Глава минфина Украины Наталья Яресько накануне только заявила, что пока предложение от РФ не получали. При этом она не высказала какой-либо оценочной позиции по этому вопросу. Другие руководители страны и вовсе промолчали. Все это косвенно подтверждает то, что Киев ждет указаний от Вашингтона и Брюсселя.

Более того, главное условие Москвы по предоставлению рассрочки оплаты украинского долга на три года – не в компетенции Украины, а в руках ее покровителей. Москва просит предоставить гарантии по оплате долга от властей США, ЕС либо одного из международных финансовых институтов. Это необходимо, чтобы быть уверенным, что Киев отдаст долг. Украинские власти уже не раз доказывали, что не всегда выполняют прописанные договоренности. Да и экономическая ситуация на Украине не внушает доверия.

#{smallinfographicleft=759315}Призыв МВФ к прямому диалогу России и Украины может означать, что Вашингтон и Брюссель отстраняются от решения долговой проблемы. Тогда это резко снижает шансы успешного исхода дела.

Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев считает ожидаемым, что ни МВФ, ни Запад в целом не хотят брать на себя гарантии по украинскому долгу. «Но Запад хочет это сделать изящно, просто спихнув проблему: «Россия и Украина не договорились, значит, на нет и суда нет. И ясно, почему Путин не стал входить в положение т. н. молодой европейской демократии», – рассуждает Разуваев.

Для украинского руководства вопрос долга не экономический, а политический, поэтому Украина не собирается договариваться в принципе, уверен эксперт. «Украинское руководство делает все, чтобы обострить ситуацию, разорвать экономические, социальные даже семейные связи между Украиной и Россией. Дефолт хорошо вписывается в общую политику конфронтации. Скажут, мол, пускай Янукович платит. Хотя при нем украинская экономическая стабильность достигалась за счет именно внешних займов и льготных цен на газ», – говорит Александр Разуваев.

В этом случае Украину ждет дефолт, а Россия сможет вернуть свой долг только после принципиальной смены власти в Киеве. Правда, реальных денег РФ в этом случае, скорее всего, уже не получит, но сможет получить выгоду от конвертации долга в капитал приватизируемых украинских предприятий, считает собеседник газеты ВЗГЛЯД. «В условиях кризиса акции украинских компаний будут предложены по бросовым ценам. Может получиться неплохой бизнес. Многие российские олигархи неплохо «поднялись» на скупке предприятий по бросовым ценам после дефолта 1998 года», – говорит Разуваев.

Впрочем, многое будет зависеть от новой власти в Киеве. «Российский бизнес вот уже лет пятнадцать пытается приватизировать или раздербанить Белоруссию. Но Лукашенко против. Активы у него в государственной собственности, а вопрос долгов перед Россией всегда решается. Вот с кого Украине надо брать пример», – считает Разуваев из «Альпари».

Впрочем, нельзя исключать все же положительного исхода по реструктуризации долга. Это возможно в случае, если МВФ неформально все же дал указание Украине договориться с Россией, разрешив при этом поторговаться с Москвой. Самому МВФ клянчить еще лучшие условия для Украины не с руки, да и не положено по статусу. Тогда как из уст Украины требование еще больших бонусов от России будет вполне ожидаемо.

Александр Охрименко не исключал, что Киев потребует еще большей отсрочки оплаты кредита – не на три, а на четыре, пять или более лет. Либо предложит заморозить выплаты вообще на несколько лет, например первые пять лет ничего не погашать, а потом платить по одному миллиарду в год.

В любом случае времени для торгов у Украины мало. Остался всего месяц до 20 декабря, когда истекает срок погашения 3 млрд долларов перед РФ. Медведев говорит, что вопрос о реструктуризации должен быть решен в течение трех недель, так как еще нужно время для того, чтобы МВФ определился с параметрами помощи Украине.

«Мы быстро подходим к моменту, когда нельзя будет пролонгировать долг Украины перед Россией без того, чтобы внести вперед крупный денежный залог или же заручиться железобетонной гарантией третьей стороны», – предупреждает гендиректор Smith Research & Gradings Теренс Смит. Поэтому с решением вопроса нужно поторопиться. В противном случае, считает эксперт, МВФ рискует потерять свое влияние на долговой рынок, а Киев в преддверии отопительного сезона – еще больше испортить отношения с Москвой.

..............