Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
29 октября 2015, 14:59 • Экономика

США меняют правила МВФ ради Украины

США меняют правила МВФ ради Украины
@ Yuri Gripas/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Вашингтон собирается изменить политику кредитования МВФ, чтобы Украина могла получить очередной кредитный транш от фонда даже в случае дефолта по российскому долгу. Это создаст опасный прецедент, и им обязательно воспользуются другие страны, которым ранее МВФ отказал в помощи из-за аналогичной причины. В любом случае, изменение правил МВФ не спасет Украину от дефолта.

США вместе с другими западными странами готовятся в следующем месяце изменить политику кредитования Международного валютного фонда (МВФ) для того, чтобы дать возможность Украине получить очередной кредитный транш даже в случае дефолта Киева по российскому долгу, пишет The Wall Streеt Journal со ссылкой на источники, знакомые с планами.

Сильным политическим решением со стороны МВФ было бы выдать те самые 3 млрд долларов Украине с целью погашения российского кредита

«МВФ может рассмотреть изменения в конце ноября после встречи лидеров G20 в Турции», – сообщает издание.

В настоящий момент политика МВФ запрещает фонду предоставлять кредитование странам, которые имеют просроченные задолженности перед официальным кредитором, то есть другим государством. А Украина рискует допустить дефолт по российским облигациям в конце года, если не заплатит 3 млрд долларов России.

Однако МВФ может изменить это правило. Эксперты газеты считают, что фонд может ввести исключение для случаев, когда страна-кредитор проводит недружественную политику в отношении заемщика. Так как этот вопрос не касается основополагающих принципов работы организации, решение по нему может быть одобрено простым большинством членов совета.

Если так и будет, то это, с одной стороны, будет означать, что МВФ все же не пойдет на признание российского долга коммерческим вместо официального, коим долг перед РФ и является. Тем самым даже Вашингтон не согласился со спекуляциями украинской власти, которая пыталась убедить всех в обратном, мол, российский долг не является официальным, поэтому Москва должна согласиться на те же условия реструктуризации задолженности, что и коммерческие кредиторы. Две недели назад частные кредиторы Украины приняли план реструктуризации, предусматривающий формальное списание 3 млрд долларов долга или 20% от суммы задолженности. По аналогии Россия, по мнению Киева, должна была списать 800 млн долларов долга и перенести оплату 2,2 млрд долларов на несколько лет вперед. Однако Россия не коммерческий, а официальный кредитор, и здесь иные правила оплаты.

«В отличие от дефолта по коммерческим долгам, дефолт по обязательствам перед другим государством является суверенным. И если коммерческий дефолт может быть частичным, то есть государство может объявить о неспособности платить одним кредиторам при условии сохранения обязательств перед другими, то суверенный дефолт подразумевает отказ от выплат по всем долгам, в противном случае нарушаются интересы государства», – объясняет руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков. 

Коммерческие долги являются обязательствами низшего уровня по отношению к суверенным межгосударственным долгам, коим является долг Украины перед Россией, продолжает эксперт. И если Киев готов платить по коммерческим долгам, но отказывается оплачивать официальный долг РФ, то это уже дает повод для оспаривания законности дефолта и может стать еще одним поводом для обращения РФ с иском в международный суд, считает Ицков.

С другой стороны, если МВФ решит сделать исключение для Украины из-за политических предпочтений, о чем говорят эксперты WSJ, то фонд лишь подтвердит, что главная цель подконтрольного Вашингтону фонда не экономическая – в выводе нуждающихся экономик из кризиса, а политическая – поддержать проамериканский политический режим любой ценой.

Кроме того, МВФ может создать опасный для себя прецедент. «МВФ действует на международной арене, и если будут изменены правила выдачи кредитов, то будет создан прецедент, которым другие развивающиеся страны обязательно воспользуются. Многие страны, имеющие непогашенные долги перед соседями, смогут потребовать пересмотра предыдущих соглашений с МВФ, новой кредитной помощи, и у фонда не будет формальных поводов им отказать», – считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Нормальным сильным политическим решением со стороны МВФ было бы выдать те самые 3 млрд долларов Украине с целью погашения российского кредита», – согласен Деев.

#{smallinfographicleft=759315}Пару недель назад Владимир Путин предложил именно такой, наилучший для всех сторон – Вашингтона, Киева и Москвы – вариант решения проблемы украинского долга перед Россией. Недостающие 3 млрд долларов Киеву вполне мог бы дать МВФ. «По меркам одного из лидеров получения средств от МФВ – Греции – потенциальное финансирование Украины просто мелочь. Греции на погашение долгов МВФ предоставил 25 млрд евро», – говорил газете ВЗГЛЯД директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Это бы разом убрало все риски: Украина бы избежала дефолта, МВФ не надо было бы придумывать исключения ради политических целей Вашингтона, США бы выдохнули и перестали бояться свержения проамериканской власти на Украине. А Россия вернула бы свои деньги, которые, кстати, спасли Украину от дефолта в декабре 2013 года (когда у Украины еще не было ни МВФ, ни других «дружественных» помощников).

МВФ контролируют США, поэтому фонд вполне может сделать исключение в своих правилах для Украины. «Сама возможность изменения правил МВФ очень высока, так как решения в руководстве фонда принимаются простым большинством. При этом на долю стран ЕС и США приходится свыше 47% голосов, на Россию – менее 3%», – отмечает Ицков.

А страх перед тем, что МВФ откажется дальше давать кредиты, единственное, что могло заставить украинские власти изыскать средства на оплату официального российского долга. Поэтому шансы дефолта Украины резко возросли.

Все это означает, что Украина технически не может объявить о дефолте, не понеся при этом никаких последствий для экономики.

«Если власти Украины все же объявят о дефолте, страна на долгое время потеряет все возможности для получения займов на международных рынках», – говорит Ицков. Единственным финансовым институтом, который при изменении правил может продолжить кредитовать страну, останется МВФ.

Факт невыплат по российскому долгу будет оказывать негативное давление на украинскую гривну, фондовый рынок, приток инвестиций и кредитов в страну, указывает Николай Ивченко из ГК Forex Club.

Ивченко не исключает, что МВФ таким способом пытается отсрочить решение вопроса украинского долга до лучших времен, когда Россия и Украина смогут договориться. По его мнению, это может произойти не раньше весны-лета 2016 года.

Между тем называть Россию недружественной страной по отношению к Украине странно, учитывая зашкаливающий градус недружественности украинских властей по отношению к России. Простой пример: в то время как Украина принимает решение о введении санкций против РФ, в том числе о закрытии неба для российских самолетов, Газпром подписывает с Нафтогазом «зимний газовый пакет», предоставляя серьезные льготы (скидку на газ в 20 долларов, временный отказ от принципа «бери или плати», максимально возможную суточную прокачку газа).

Или ситуация с тем же долгом в 3 млрд долларов. Еще осенью 2014 года Украина нарушила условие предоставления этого займа Россией, а именно – госдолг Украины превысил 60% ВВП. Это значит, что Россия еще год назад получила законное право потребовать от Киева досрочного погашения долга. Но Москва, учитывая тяжелое положение украинской экономики, не стала усугублять ситуацию и требовать досрочного погашения. Киев получил больше года на то, чтобы позаботиться о выплате суверенного долга перед РФ. Но кроме слов и обвинений ничего не сделал.

..............