Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

6 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
5 декабря 2014, 08:46 • Экономика

«Это успокоит бизнес»

Бизнес оценил послание Путина

«Это успокоит бизнес»
@ Artur Shvarts/EPA/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Едва ли не главным в послании Владимира Путина стал призыв к большей свободе в экономике. Путин сказал в послании то, что бизнес хотел услышать больше всего: предпринимателям обещаны многочисленные послабления, как те, о которых давно говорилось, так и совершенно неожиданные.

Призыв к большей свободе в экономике, озвученный в послании Владимира Путина парламенту, был молниеносно подхвачен бизнесом. Никаких неожиданностей от президента предприниматели не услышали, но их отсутствие бизнес как раз только радует, в отличие от любителей сенсаций. Путин сказал в послании как раз то, чего бизнес хотел и упорно добивался.

Главное, что мы услышали от президента: коллеги, хватит слов. Встаем и работаем

Главные экономические тезисы – налоговые и надзорные каникулы, разовая амнистия для офшорного капитала и все карты в руки малому бизнесу.

Деньги любят тишину

«Мы сегодня убедились в том, что Владимир Путин нас услышал: как минимум в ближайшие четыре года над российским бизнесом не будут проводиться налоговые эксперименты», – говорит Сергей Фахретдинов, член генерального совета «Деловой России» и председатель совета директоров ГК «Рускомпозит».

«Сегодня Путин сказал именно то, что хотел услышать бизнес после недавних встрясок, связанных с принятием антиофшорного закона, с увеличением страховых взносов, с сообщением о возможности введения муниципальных налогов и т. д.», – подтверждает газете ВЗГЛЯД и председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко.

«Все ожидали налоговых каникул от президента, но никто не знал, на какой срок будет введен мораторий. Разговор шел о периоде от трех лет до десяти. Например, на площадке Общественной палаты последний раз обсуждался срок в десять лет. Но и четыре года считаю отличным результатом», – говорит вице-президент «Опоры России» Александр Жарков.

«Так называемые темные силы последние два–три года безостановочно пытались утяжелить налоговое бремя для бизнеса на различных уровнях – и на местном, и на федеральном. Например, постоянно пытаются то увеличить НДС, то ввести налог с продаж, то местные сборы. Бизнес не может существовать, когда у него каждые полгода меняются правила игры. Так невозможно планировать, брать кредиты, инвестировать», – говорит Жарков.

«Конечно, каждое такое высказывание очень нервировало предпринимателей. Они чувствовали себя как на пороховой бочке, боясь инвестировать в развитие производства и строить долгосрочные планы. Теперь мы услышали четкий посыл президента: все, хватит разговоров на эту тему. Это успокоит бизнес и позволит нормально работать», – уверен Фахретдинов.

В нынешней экономической ситуации, когда экономика начинает тормозить и сильно ограничены возможности финансирования бизнеса, отсутствие налоговых сюрпризов – это самый главный сигнал для бизнеса, согласен Кравченко.

Единственное – бизнес не до конца понял, как будут сочетаться объявленные налоговые каникулы с тем, что с 1 января 2015 года вступает в силу ряд налоговых изменений. Бизнес-сообщество надеется, что принятые в последние месяцы законы, которые увеличивают налоговую нагрузку с Нового года, будут пересмотрены. В частности, речь идет об изменении уплаты налога на недвижимое имущество.

«Вроде ничего страшного, новых налогов не было введено, но те предприниматели, которые владеют имуществом, получили отдельный налог, который надо платить. После этого еще было введено понятие кадастра. Если раньше налог платился исходя из балансовой стоимости, то теперь появилась кадастровая оценка (это усредненная рыночная стоимость – прим. ВЗГЛЯД). Соответственно, налоговая нагрузка увеличилась», – рассказывает Александр Жарков.

Также речь идет о введении специальных торговых сборов в ряде городов, в частности в Москве – с июля 2015 года, позже – в Санкт-Петербурге и Севастополе. Впрочем, Жарков радуется, что хотя бы скандальная попытка московских властей обложить специальными сборами целых 23 отдельных вида бизнеса не удалась: 22 позиции смогли убрать из закона, оставив только сборы с торговли. «Сначала мы были ошарашены как предпринимательское сообщество», – вспоминает Жарков из «Опоры России».

Надзорные каникулы

«Нужно отказаться от тотального контроля, сосредоточив усилия там, где есть признаки нарушений. Предлагаю предусмотреть контрольные каникулы. Если предприятие имеет хорошую репутацию и три года не имело нарушений – в последующие три года проверки не проводить», – заявил Владимир Путин. Кроме того, каждая проверка должна стать публичной, потребовал президент. Снижение давления со стороны надзорных органов – это то, чего, пожалуй, бизнес меньше всего ожидал. Но правильность этого решения он оценил мгновенно.

Перевернуть офшорную страницу

Проведение полной амнистии капиталов, возвращающихся в Россию, – также знаковое событие. «Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, «трясти» его там не будут, не спросят об источниках и способах получения капитала, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов налоговых служб и правоохранительных органов», – пояснил Путин.

Интересно, что совсем недавно был принят антиофшорный закон, который породил много споров, бизнес пытался всячески смягчить его, но не вышло: закон вышел в жестком виде.

«В свете этого закона амнистия офшорного капитала – хороший сигнал для бизнеса. Президент прямо сказал, верните деньги в Россию, инвестируйте на территории России, и мы закроем глаза на то, что вы скрывали их в офшорах», – говорит Кравченко.

Правда, последняя амнистия прошла не очень удачно. В 2007 году благодаря ей физические лица легализовали доходов на 4 млрд рублей. Это довольно скромный итог, учитывая, что в офшорах, по оценкам помощника президента Сергея Глазьева, находится 500 млрд долларов. Однако результативность новой амнистии будет намного выше, уверены эксперты.

«Нынешнюю ситуацию не стоит сравнивать с 2007 годом. Тогда была другая экономическая обстановка в России и в мире в целом, другая геополитическая ситуация. Тем более предприниматели сейчас получили сигнал, что в ближайшие четыре года менять правила игры никто не будет и контролирующие органы тоже ослабят свой надзор. Поэтому сейчас сумма легализованных доходов будет больше», – считает Кравченко из Ассоциации молодых предпринимателей.

Все ожидали налоговых каникул от президента, но никто не знал, на какой срок будет введен мораторий. Четыре года считаю отличным результатом

Так же считает и Александр Жарков из «Опоры России»: «Президент же не просто так привел в пример ситуацию на Кипре. Это офшорная зона, которой россияне очень любили пользоваться. Но в одночасье кинула 80% компаний, которые были зарегистрированы в кипрской юрисдикции. Люди до сих пор не могут притронуться к своим деньгам, которые там находятся».

«Теперь и Европа, и Америка заняли позицию, которая показывает максимальную уязвимость любых российских активов (за рубежом). Масса всяких итогов может быть. Они могут просто изъять или поставить под сомнение законность получения активов. Российская юрисдикция становится более безопасной в какой-то степени», – говорит Жарков.

В любой момент актив или бизнесмена могут внести в черный список и под этим соусом забрать его собственность за рубежом. Собственно, Европа уже сделала этой осенью первый шаг к конфискации активов российских предпринимателей в рамках санкционной войны. Арест Италией недвижимости одного из крупнейших российских предпринимателей – Аркадия Ротенберга – яркий тому пример.

Малый бизнес и госзаказы

Еще один важный посыл – это поддержка Путиным необходимости введения в госкомпаниях закупочных квот для малого и среднего бизнеса, чтобы не допускать внутренний монополизм.

«Основная проблема, тормозящая развитие предпринимательства в России, – это неуверенность в спросе на продукцию. А основной спрос сегодня сосредоточен в госсекторе – это триллионы рублей, к которым малый и средний бизнес не имеет доступа. Там сосредоточен в основном крупный бизнес: дочерние или аффилированные компании заказчиков, всевозможные посредники», – рассказывает Сергей Фахретдинов из «Деловой России».

О доступе небольших компаний к госзаказу говорилось много. В федеральном законе прописано, что до 15% заказов на общих торгах должен получать малый и средний бизнес. «Однако даже в Москве сейчас малый бизнес получает не больше 8% заказов, то есть не дотягивает до 15%, я уже не говорю о среднем показателе по России. В большей части регионов ситуация еще хуже. В Москве все-таки более прозрачные торги, хотя есть масса нарушений, и мы работаем над этим с московским правительством», – рассказывает Александр Жарков из «Опоры России». Но этот процесс, по его словам, надо постоянно стимулировать.

«Например, надо отойти от общепринятой практики укрупнения лотов. Потому что 44 ФЗ позволяет при торгах свыше 150 млн рублей объявлять не открытый аукцион, а открытый конкурс. А конкцпч, на мой взгляд, все-таки не настолько прозрачная процедура», – отмечает собеседник.

Да и в целом, как отметил Жарков, в сравнении с предыдущими посланиями Путин на этот раз говорил о вопросах малого и среднего бизнеса больше и уверенно. «Главное, что мы услышали от президента: коллеги, хватит слов. Встаем и работаем», – заключил бизнесмен.

Курс на экономическую либерализацию

Владимир Путин подтвердил то, что уже стало очевидно многим. Главным ответом на санкции Россия выбрала не самоизоляцию, а экономическую либерализацию. Он уделил особое внимание труженикам села и промышленности, которым будет оказана безусловная поддержка.

Президент подчеркнул взятый курс на импортозамещение и развитие несырьевых секторов экономики. Развивать их планируется за счет внутренних сбережений страны, которые будут инвестированы именно в реальные сектора экономики.

К слову, даже докапитализация банков за счет средств ФНБ, которая, понятно, направлена на упреждение финансовых рисков страны, заключает в себе задачу помощи реальному сектору экономики. Именно финансовая сфера получила самый сильный санкционный удар, но в ответ на помощь банки обязаны кредитовать наиболее значимые проекты в реальном секторе экономике по доступной процентной ставке. Тем самым Путин убивает двух зайцев одним выстрелом.

Путин также потребовал удвоить вложения в строительство дорог. И важна огромная поддержка, которая обещана регионам и моногородам. В частности, дополнительное финансирование получит Фонд развития Дальнего Востока. Российские порты, в том числе порт Владивостока, получат стимулы для развития.

Таким образом, Владимир Путин поставил окончательную точку в вопросе Дальнего Востока и порта Владивосток, вокруг которых уже давно ведутся лишь споры и мало практической работы. В свете переориентации России с Запада на Восток Дальний Восток приобретает новое значение.

Сейчас разрабатываются проекты для территории опережающего развития Дальнего Востока, и Фонду развития Дальнего Востока важно было получить дополнительные средства для выполнения плана по развитию региона. «Но все это было бы недостаточно эффективно без поддержки порта Владивостока, который входит в международный транспортный коридор «Приморье-1», что увеличит скорость доставки грузов до северо-восточных провинций Китая. Это не только нарастит грузооборот порта, но и поможет развитию инфраструктуры, что, несомненно, увеличит привлекательность введения бизнеса на территории Дальнего Востока», – считает Кравченко.

В макроэкономическом плане президент призывает к бережливости. В ближайшие три года власти должны ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на 5% от общих расходов, потребовал Путин. А спекулянтам, которые играют с рублем, объявил войну.

..............