Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
22 января 2014, 19:45 • Экономика

Ноль лучше минуса

Промышленное производство справилось с падением

Ноль лучше минуса
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Минувший год оказался не таким плохим для отечественной промышленности, по крайней мере, по сравнению с кризисными 2008 и 2009 годами. Она преодолела спад, начавшийся было в первом полугодии, и вышла в ноль. Помогли этому оборонка и другие отрасли, активно поддерживаемые государством. Что будет в текущем году, однако, остается под вопросом.

Российской промышленности в 2013 году все-таки удалось преодолеть спад и выйти на нулевую динамику. Об этом сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров в среду на заседании Госдумы. Затем в кулуарах форума в Давосе это подтвердил и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Подождем, что скажет Росстат. Но у нас был маленький-маленький плюс, типа плюс 0,1% по году», – сказал он.

В первом полугодии динамика промышленного производства замедлялась, и еще летом прогнозировалось, что она покажет отрицательное значение

Росстат официальных данных по промпроизводству за прошлый год еще не опубликовал. Однако разница оценок Минпромторга и Росстата вряд ли будет существенной. Возникает она не из-за различных источников информации, а из-за различной методологии оценки, примерно так же, как и разница в оценке ВВП от МВФ и от Всемирного Банка.

Между тем МЭР неоднократно понижало прогноз по промпроизводству, изначально ожидался рост на 2%. Однако сейчас даже нулевой рост – это небольшая победа российской промышленности, потому что падения, как было в кризисные 2008 или 2009 годы, все-таки не произошло. «В первом полугодии динамика промышленного производства замедлялась, и еще летом прогнозировалось, что она покажет отрицательное значение. Однако в четвертом квартале в обрабатывающей промышленности отмечен восстановительный тренд, и по итогам года, по прогнозным оценкам, удалось выйти на уровень показателей 2012 года», – рассказывает Мантуров.

Не упасть промышленности в целом помогли отрасли, до которых рецессия еще не дошла, в основном благодаря господдержке. Так, оборонная отрасль почти совсем не замечает сложностей в экономике: в 2013 году она выросла, по словам Мантурова, на 10%. Оборонка уже не один год показывает подъем, как ни одна другая отрасль, благодаря стабильному росту оборонных госзаказов. Средняя зарплата в оборонке продолжает расти двузначными цифрами, и проблема у отрасли одна – где найти высококвалифицированные кадры. Однако государство и здесь взялось помочь: с этого года заработает программа правительства по подготовке кадров в оборонную отрасль, рассчитанная до 2020 года.

Не знает бед также фармацевтика, которая выросла в минувшем году вообще на 13%. Это легко объясняется тем, что Россия стареет, а число пенсионеров с каждым годом растет. «Фармацевтика росла на фоне спроса на лекарства в связи с эпидемиями, высоким уровнем заболеваемости и ростом спроса на нелекарственные препараты», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. Отрасль также не обделена господдержкой.

Отечественная авиация тоже распустила крылья и выросла в 2013 году на 15%. Здесь также важна господдержка как в виде прямых денег в кризисный 2009 год, так и в виде госконтрактов на закупку военной авиатехники и на создание и производство новых коммерческих самолетов типа SSJ-100 и МС-21 с новым двигателем ПД-14, а также предоставление госгарантий по кредитам. В частности, производство самолетов Sukhoi SuperJet-100 вдвое выросло по сравнению с 2012 годом. Правда, гражданской авиации расти легче из-за эффекта низкой базы. Еще совсем недавно вся промышленность выпускала всего по два-три самолета в год. Теперь одних только SSJ-100 выпущено 25 штук, а в 2014 году обещают собрать 40 таких самолетов.

Рост на 5% показала нефтегазовая промышленность. Россия добыла в прошлом году рекордное количество нефти – 523,2 млн тонн, что на 4,5 млн тонн больше, чем в 2012 году. Таких показателей по добыче не было с 90-х годов. Даже в Минэнерго такого не ожидали. Успех в ведомстве объяснили изменением налогового законодательства, которое стимулирует нефтяников на разработку новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов. В частности, были введены месторождения Приразломного, Требса и Титова. На фоне роста добычи увеличилась и нефтепереработка.

Добыча газа в России, по предварительным данным, также выросла почти на 2% и составила 672 млрд кубометров благодаря незначительному, но все же росту спроса внутри страны и в Европе. Газпрому ради удержания рынка пришлось предоставить многим европейским странам скидки, не говоря уже о ценах на российский газ, по которым покупает его Белоруссия и теперь Украина.

Текстильная, швейная промышленность и химический комплекс также показали рост в минувшем году – на 4,5%, а радиоэлектроника – на целых 14%. Легкая промышленность растет в России на фоне притока инвестиций и роста потребительского спроса, указывает Шенк.

В числе победителей также гражданское судостроение, которое показало рост на 5%. Ему удается оставаться на плаву опять же благодаря поддержке государства на строительство новых судов, ледоколов и танкеров. В минувшем году выросли деревообрабатывающая промышленность – на 1% – и трубная промышленность – почти на 5%. Розничная торговля показала рост почти на 4%, правда, темпы явно замедлились.

Между тем есть и явные отрасли-аутсайдеры, которые уже в полную силу ощутили рецессию. «Падение мировых цен негативно отразилось на производстве цветных металлов, а также рудных переделов в черной металлургии, где снижение в целом составило около 3%», – отметил Мантуров. Металлурги снижали объемы выпуска, так как упали цены на прокат и прочую стальную продукцию, что объяснялось перепроизводством стали в Китае, отмечает Шенк.

Пострадали также автопроизводители. По словам Мантурова, выпуск всех видов автомобилей в прошлом году снизился на 1,8%. «Снижение в автомобильной промышленности было связано с падением спроса на товары длительного пользования, замедлением темпов роста реального располагаемого дохода населения и ростом закредитованности населения со средним доходом и ниже», – объясняет Андрей Шенк.

При этом, как замечает Мантуров, если бы не было программы льготного кредитования в прошлом году, то ситуация по легковому автопрому могла бы оказаться хуже. «По ним удалось переломить понижательный тренд с минус 17% в мае до минус 1,5% в конце года», – указал Мантуров. Между тем в целом по отрасли, с учетом автокомплектующих, запчастей, прицепов и полуприцепов, индекс промпроизводства вырос на 4%.

Спад примерно на 1% показало сельскохозяйственное машиностроение, что было ожидаемо в связи с ростом конкуренции с импортом после вступления России в ВТО. Тяжелое и транспортное машиностроение, по данным Минпромторга, осталось на уровне 2012 года.

«Произошло то, что я ожидал: во втором полугодии 2013 года российская экономика сумела увеличить активность, благодаря чему ключевые сектора промышленности преодолели стадию рецессии и вышли на уровень стагнации», – говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Произошло это по нескольким причинам.

«Во-первых, бизнес сумел перестроиться под те реалии, которые сложились после кризиса. Особенно в финансовом секторе в плане дефицита ликвидности, из-за чего процентные ставки по кредитам крайне высоки», – говорит экономист. Кроме того, во втором полугодии наметились положительные тенденции в еврозоне, которая является главным торговым партнером России. И, наконец, промышленности помогла господдержка в виде снижения курса рубля, госсубсидий, прямой финансовой поддержки некоторых отраслей и т.д., добавляет Авакян.

Так, только на один гособоронзаказ в 2013 году пришлось почти 900 млрд рублей, а общие затраты на армию, по различным оценкам, превысили 2,6 трлн рублей, на субсидирование процентных ставок по кредитам для бизнеса было затрачено около 150 млрд рублей. «Поэтому многие отрасли обрабатывающей промышленности, относящиеся к инновационным и приоритетным для государства, были в большем плюсе, чем традиционные, к примеру, металлургия или нефтегазовый сектор», – резюмирует аналитик.

Если сравнивать нулевой рост российской промышленности в 2013 году с падением в 2008 или 2009 годах, то отсутствие снижения – это маленькая победа производителей. Однако ведущий финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Андрей Цион считает, что выход в ноль является скорее удачным стечением обстоятельств, нежели серьезным достижением. Особенно если посмотреть на то, какие отрасли показали рост. «В первую очередь, это десятипроцентный рост оборонной промышленности, который для обычного населения имеет весьма опосредованное значение», – говорит Цион.

В итоге 2014 год может оказаться для отечественной промышленности несладким. Цион не исключает ее падения, особенно в условиях низкой инвестиционной активности, сокращения объемов экспортных заказов и высокой инфляции в стране.

..............