Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
9 сентября 2013, 20:05 • Экономика

На сотни миллиардов

Подсчитана экономия от заморозки тарифов монополий

На сотни миллиардов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Если в 2014 году государство на год заморозит тарифы на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для всех, то ВВП будет расти быстрее, а цены – медленнее. Эффект для экономики за три года составит почти полтриллиона рублей. Такой вывод делает Минэкономразвития. Однако слишком долгая заморозка тарифов может быть и опасна.

По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, с января 2014 года предполагается не индексировать тарифы на железнодорожные перевозки, а с июля 2014 года не повышать тарифы на газоснабжение и на электроэнергию. Тарифы заморозят на год, причем как для промышленных потребителей, так и для населения.

Если долго замораживать тарифы естественных монополий, то их инфраструктура начинает деградировать

В 2015 году тарифы на ж/д перевозки (с января), а также на газ и электроэнергию (с июля) повысятся, но только на уровень инфляции предыдущего года. А инфляция на 2014 год ожидается на уровне 5%.

В итоге в 2014–2016 годах страна сможет сэкономить на этом в общей сложности 420 млрд рублей, заявил в интервью «Интерфаксу» Алексей Улюкаев. Так, в 2014 году общий эффект для экономики составит около 130 млрд рублей, в 2015 году – около 140 млрд рублей, в 2016 году – около 150 млрд рублей.

Причем больше всего в 2014 году выиграют потребители услуг РЖД. Грузоотправители получат порядка 70–80 млрд рублей. Для потребителей услуг газоснабжения и электроэнергетики (Газпрома и Россетей) эффект в следующем году ожидается менее значительный, так как нулевая индексация тарифов на газ и электроэнергию начнет действовать с июля.

По подсчетам МЭР, заморозка тарифов на год позволит повысить прогноз по росту ВВП РФ в 2014 году до 3% против ожидаемых сейчас 2,8%. При этом инфляция в 2014 году может уменьшиться на 0,4–0,5% по сравнению с нынешним прогнозом МЭР в 4,5–5,5%. И этот положительный тренд важен также для инвестиционного климата и снижения ставок по кредитам, отметил министр экономического развития.

Что касается естественных монополий, то Улюкаев считает, что заморозка тарифов не должна существенно снизить их инвестпрограммы. Для этого ведомство готово помочь монополиям и «обеспечить перенесение импульса экономии на их поставщиков». По словам Улюкаева, поставщики естественных монополий должны снижать свою ценовую компоненту, чтобы в условиях стагнации экономики в конкурентной борьбе получить гарантированный крупный заказ. С другой стороны, сами монополии должны оптимизировать свои расходы, как инвестиционные, так и операционные, добавил Улюкаев. Они должны задействовать свои внутренние резервы, считает министр экономического развития.

Посчитать эффект от заморозки в 2014 году тарифов естественных монополий в пятницу потребовал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил профильным ведомствам (МЭР, Минфину, Минтрансу, Минэнерго) и ФТС до 9 сентября подготовить прогноз социально-экономического развития на 2014–2016 годы с учетом этого фактора. При этом решения должны быть приняты с участием Газпрома, РЖД и «Российских сетей». Улюкаев ожидает, что профильные ведомства и руководства Газпрома, РЖД и Россетей поддержат предложения МЭР.

Минфин еще в пятницу поддержал предложение Медведева. «Абсолютно с этим согласен. Мало того, наше предложение по сокращению расходов связано, в частности, и с этой мерой: меньше тарифы – меньше цены на госзакупки, соответственно, мы можем говорить и о менее болезненном поджатии бюджетных расходов», – заявил глава министерства Антон Силуанов.

Что касается естественных монополий, то из-за заморозки тарифов в 2014 году их инвестпрограммы могут пострадать в номинальном выражении, согласился Силуанов, но все же предлагает им ужаться в непростое время. «Мы говорим о том, что государство поджимается, бюджетники поджимаются, мы пересматриваем свои бюджетные расходы, и компании тоже должны этим заниматься», – сказал Силуанов.

По его словам, компании должны сократить и оптимизировать свои издержки, «должны вести переговоры с контрагентами, поставщиками сырья, материалов для своей продукции». «Это правильно, мы знаем, что там есть такие резервы, и считаем, что замораживание тарифов позволит там простимулировать проведение структурных реформ в этих компаниях», – сказал глава Минфина.

Отказ от индексации тарифов монополий может быть принят правительством на фоне сокращения бюджетных расходов. В начале сентября о необходимости сократить бюджетные расходы в условиях общеэкономического спада открыто заявил президент России Владимир Путин. Минфин на прошлой неделе предложил урезать все расходы бюджета России, за исключением обязательных социальных, на 5%.

Идея заморозки тарифов не нова. Владимир Путин, еще будучи премьером, в начале 2012 года в своей предвыборной программе предложил заморозить стоимость коммунальных услуг, причем сразу на три года. Его предложение было поддержано «Единой Россией» и Счетной палатой.

Однако потом от этой идеи отказались. В июле этого года Владимир Путин предложил с 2014 года все-таки индексировать тарифы естественных монополий, но в рамках инфляции. И такие правила он хотел установить на пять лет. Теперь же, судя по заявлениям МЭР, заморозить тарифы хотят только на один год. 

Урезать сверхприбыль

В краткосрочном периоде достичь того эффекта, о котором говорит МЭР, за счет заморозки тарифов на год вполне реально, считает завлабораторией бюджетного федерализма научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.

В 2014–2016 годах страна сможет сэкономить на этом в общей сложности 420 млрд рублей

«В тарифах естественных монополий зачастую закладывается сверхприбыль, поэтому заморозка тарифов поможет снять «верхний жирок». Это приведет к более умеренному росту цен, простимулирует увеличение потребления населением. Еще один эффект – это снижение издержек», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Однако в долгосрочном периоде такая стратегия обречена на провал. Если долго замораживать тарифы естественных монополий, то их инфраструктура начинает деградировать, монополии перестают вкладываться в инфраструктуру. Вместо структурных реформ правительство просто опускает тариф», – считает Владимир Назаров.

Впрочем, для Газпрома заморозка тарифов в пределах трех лет допустима, полагает эксперт. «Дело в том, что налоговая нагрузка на газовую отрасль ниже, чем на нефтяную. В частности, уровень НДПИ на газ ниже, чем НДПИ на нефть. Поэтому можно не бояться заморозить тарифы на газ на три года. Это сгладит налоговый перекос», – поясняет экономист.

А вот замораживать тарифы РЖД и Россетей на несколько лет, по его мнению, бессмысленно. «С одной стороны, тарифы на ж/д перевозки не индексируются, но с другой – идут многомиллиардные вливания из бюджета в инфраструктурные проекты РЖД», – поясняет Владимир Назаров.

«Поэтому лучше отпустить налог на прибыль для всех как раз на сумму тех субсидий, которые дают РЖД. Это даст эффект по всей экономике. Потому что от снижения тарифов РЖД выиграют только те компании, у которых высокая доля транспортных расходов. Но вот IT-компаниям, например, от заморозки тарифов на услуги РЖД ни жарко ни холодно»,  – объясняет свою позицию экономист.

Менеджер по работе с подрядчиками FM Logistic Радмила Тейфель считает оправданным решением заморозить повышение тарифов (в том числе на ж/д транспорт) только для населения. А вот для коммерческих потребителей тарифы на услуги естественных монополий должны расти как минимум на уровне инфляции.

«Для предприятий, которые являются потребителями, но, в свою очередь, платят налоги в казну, из которой подпитывают монополии, необходимо производить повышение тарифов в соотношении, покрывающем инфляцию. В противном случае мы будем иметь обратный эффект от такой заморозки, тем более что государство планирует «подпитывать» инвестпрограммы монополий и дальше», – говорит Радмила Тейфель.

Юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев против замораживания тарифов на коммунальные услуги на несколько лет. «Если установить фиксированные тарифы на три года, то ресурсоснабжающим организациям может просто не хватить средств на закупку необходимого количества труб, реагентов, электродов, плит и т. д. и на ремонт коммунальных объектов. В итоге зимой у нас будут происходить аварии, а летом не будет холодной и горячей воды», – говорил газете ВЗГЛЯД эксперт.

К тому же, по его словам, надо смотреть на ситуацию по ремонту систем ЖКХ в каждом конкретном городе. В одном городе, например, системы водоснабжения нуждаются в ремонте, а в бюджете города на это денег нет. Поэтому здесь надо повышать тарифы, чтобы появились средства для восстановления коммунальной инфраструктуры, иначе население может остаться без воды.

«В другом городе, например, пять лет с населения брали плату, которая уже включала в себя инвестиционную надбавку в тарифе, то есть потребители уже потратили средства на содержание и ремонт объектов коммунального хозяйства. В этом городе, возможно, и не будет смысла повышать тарифы, потому что там уже проведены необходимые работы», – отмечает эксперт.

«В целом регулирование тарифов в ручном режиме – не очень хороший вариант. Кроме того, после заморозки нельзя исключать резкого повышения тарифов. Неопределенность с тарифной политикой всегда пугает инвесторов», – считает Назаров.

Он напоминает прошлый опыт России по замораживанию тарифов, который имел негативные в долгосрочном периоде последствия. «В 90-е годы искусственная заморозка тарифов была общераспространенной практикой, особенно в сфере ЖКХ. За это время она деградировала, а не обновилась, потому что вместо структурных реформ мы отвечали заморозкой тарифов на эти услуги», – считает эксперт.

..............