Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
13 мая 2013, 20:30 • Экономика

Потому что так дешевле

Обнародованы планы перевода автобусов на газовое топливо

Потому что так дешевле
@ mosgortrans.ru

Tекст: Ольга Самофалова

Как минимум половина общественного транспорта в России должна быть переведена на газовое топливо. Такое постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Решить главную проблему – отсутствие разветвленной заправочной сети – взялся Газпром. Если планы будут осуществлены, это позволит России стать мировым лидером в данной сфере.

Российское правительство подписало постановление о переводе на газовое топливо как минимум половины общественного транспорта в стране. Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. Речь идет о закупке автобусов, работающих на газомоторном топливе. По данным Росстата, на 2010 год в России насчитывалось 63 тыс. автобусов общественного пользования.

Россия может стать мировым лидером в сфере газифицированного общественного транспорта

О сроках перевода на газовое топливо автобусов в городах сказано не было. Вице-премьер Аркадий Дворкович лишь уточнил, что нормативно-правовая база будет подготовлена к концу 2013 года.

Кроме того, Медведев поручил Минтрансу и Минпромторгу подготовить предложения по снижению или обнулению таможенных пошлин на импорт комплектующих для транспорта, работающего на газе. Речь идет о поддержке производителей автомобилей и энергетических компаний. Такой пункт есть в постановлении правительства, передает РИА «Новости».

Еще в апреле 2012 года Владимир Путин, будучи председателем правительства, поручил выделить из федерального бюджета субсидии регионам на закупку автобусов, работающих на газе. В итоге в 2012 году Минтранс заключил соглашения с 35 субъектами РФ о субсидировании на 3,4 млрд рублей закупки 619 автобусов, работающих на газомоторном топливе (плюс 327 троллейбусов и 177 трамваев). Но из-за поздних сроков заключения соглашений только четыре региона в прошлом году успели потратить федеральные средства по назначению, отметили газете ВЗГЛЯД в Минтрансе.

Так, Республика Татарстан закупила 262 газомоторных автобуса (120 уже эксплуатируются), Пензенская область – шесть автобусов, Московская область ожидает к поставке 29 газомоторных автобусов, Республика Ингушетия заключила контракт на закупку 50 газомоторных автобусов, но поставка задерживается производителем.

Регионы продолжают заниматься закупкой газомоторного транспорта. Однако в бюджете 2013 года средств для субсидирования закупок заложено не было. Кроме того, около 10 регионов столкнулись с проблемой неготовности производителей к поставке заявленных объемов техники, указывают газете ВЗГЛЯД в Минтрансе.

Минтранс подал заявку на изменение федерального бюджета 2013, 2014 и 2015 годов и на выделение необходимых средств для субсидирования закупки регионами автобусов, работающих на газе. Всего необходимо почти 11 млрд рублей на три года. Минтранс исходит из потребностей регионов, которые оцениваются в необходимости закупить в течение трех лет 4,4 тыс. газомоторных автобусов. Размер субсидий из федерального бюджета на один такой автобус составляет 2,5 млн рублей (по опыту 2012 года).

В апреле этого года Медведев услышал просьбу ведомства и поручил продлить программу софинасирования закупок регионами автобусов, работающих на газовом топливе. По его словам, автомобили, работающие на газе, являются одними из самых перспективных видов транспорта.

Выгоды

«Газ в России является одним из самых доступных видов топлива, в том числе и по цене. Газ существенно более экономичен по сравнению с бензином, что позволит сократить расходы муниципалитетов. Кроме того, на данном виде топлива ресурс работы двигателя существенно выше», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.

Автомобиль, работающий на газу, выбрасывает меньше выхлопных газов и является более экономичным. По подсчетам Газпрома, экономия затрат на топливо при использовании метана в среднем составляет 40%. На 100 км водитель легкового автомобиля сэкономит 114 рублей, водитель автобуса или грузового автомобиля – 450 рублей, говорил в интервью СМИ в феврале директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

При этом России не потребуется много времени для того, чтобы газифицировать общественный транспорт, считает Воскресенский.

«В абсолютном большинстве населенных пунктов газовое обеспечение находится на довольно высоком уровне, поэтому для создания заправочных комплексов на территории автобусных парков потребуется небольшое количество времени и капиталовложений. Надо лишь сделать ответвление от газовой магистрали. Чтобы увеличить долю общественного транспорта на газу, будет достаточно одного года. Однако если речь идет о переводе на новый вид топлива маршрутных такси, срок реализации может растянуться до пяти лет, поскольку в данной ситуации одной точки заправки топлива, как в случае с автобусным парком, будет недостаточно», – говорит Сергей Воскресенский.

«При учете масштабов добычи газа в нашей стране не возникает сомнений, что Россия может стать мировым лидером в сфере газифицированного общественного транспорта», – добавляет он.

Что сдерживает развитие

Главным фактором, сдерживающим использование автомобилистами России газового топлива, является слабо развитая инфраструктура заправочных станций, а также центров по переоборудованию автотранспорта.

По данным Минтранса, обычных АЗС по стране насчитывается около 22 тыс. штук, а автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС), где можно заправляться газом, в 160 раз меньше. Всего в России действуют 252 АГНКС, из них 198 станций принадлежат Газпрому.

Еще одна проблема – неравномерность распределения таких заправочных станций. В основном их можно встретить в европейской части страны. В Сибири же расположено лишь 13 АГНКС, девять из которых принадлежат «Газпром Трансгаз Томску». Самая восточная заправка находится в Братске.#{intervieweco}

Дефицит газовых заправок сдерживает желание владельцев транспортных средств переходить на альтернативное топливо. В Москве, к примеру, действуют всего четыре АГНКС, расположенные на МКАД.

Газпром поможет

Впрочем, по словам Дворковича, Газпром и другие компании уже заявили о готовности профинансировать создание инфраструктуры в городах для перевода общественного транспорта на газ, «что само собой потянет перевод на газомоторное топливо и других видов транспорта, в том числе частного и коммерческого».

В декабре Газпром открыл первый в России многотопливный автозаправочный комплекс под брендом «Газпромнефть», где, кроме бензина и дизеля, а также сжиженного углеводородного газа (СУГ) или пропан-бутана, можно заправляться также компримированным природным газом (КПГ), то есть метаном.

Всего на начало 2013 года в России работают 89 АЗС «Газпром нефти», где можно заправить автомобиль газом. Из них 85 станций реализуют СУГ, только четыре – метан.

Чтобы увеличить потребление метана в качестве моторного топлива, в 2013 году Газпром обещает открыть новые многотопливные автозаправочные комплексы в Центральном и Северо-Западном регионах, в том числе вдоль федеральных трасс М10 и М1. В этом году Газпром намерен потратить 1 млрд рублей на строительство 17 АГНКС в 10 регионах России.

Газпром также планирует запустить маркетинговую акцию, чтобы простимулировать переоборудование автотранспорта для использования газового топлива.

Газпром намерен потратить 1 млрд рублей на строительство 17 АГНКС в 10 регионах России

По данным Минтранса, цена пропан-бутанового оборудования колеблется в пределах 15–28 тыс. рублей, а метановое оборудование стоит в два раза дороже, цена начинается от 40 тыс. рублей. Исходя из массы комплекта, выстраивается «специализация» газов: СУГ (пропан-бутан) – для легкового транспорта, а КПГ (метан) – для тяжелой техники.

Безопасность

Между тем буквально 10 мая в Москве было приостановлено использование автобусов на газе по причине взрыва на крыше такой машины одного из газовых баллонов. Инцидент произошел 9 мая вечером на конечной остановке, автобус был уже пустой, однако несколько человек получили ранения. Всего в столице газовая топливная система установлена на 50 автобусах ГУП «Мосгортранс». Их эксплуатация была приостановлена до выяснения причин инцидента. До этого в Москве не было ни одного случая взрыва газового оборудования на пассажирских автобусах.

По данным источника «Интерфакса», это был автобус ЛиАЗ, который был оснащен экспериментальной системой, где в качестве топлива используется метан. Однако причина взрыва пока не установлена, возбуждены уголовные дела.

В целом ездить на газе считается безопасным. По словам Крылова, ездить на метане (КПГ) значительно безопаснее, чем на бензине. «Резервуар для КПГ изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кгс/см2. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения отводящего газ к двигателю газопровода арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа», – отмечает Крылов.

В Минтрансе указывают, что по своим физико-химическим свойствам метан (которым планируется заправлять общественный транспорт) менее опасен, чем пропан-бутан (который используют в основном легковые автомобили).

Мировая практика

По данным Минтранса, всего в России эксплуатируются 40 млн автомобилей, из них на метане работают лишь 100 тыс. транспортных средств. Причем почти три четверти газовых машин приходится на грузовики, автобусы и спецтехнику.

При этом, по данным Минтранса, к началу 2011 года в мире насчитывалось более 15 млн автомобилей, работающих на пропан-бутане, и 12 млн – на метане. Потребление метана в мире за последнее время выросло на 42%, а количество АГНКС увеличилось более чем на 85%. Россия же занимает лишь 20-е место в мире по парку автомобилей на метане (данные Газпрома).

Метан как автомобильное топливо получил широкое распространение в странах Южной Америки и Южной Азии. Лидируют по использованию этого топлива Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Индия. Например, в Пакистане организован выпуск метановых легковых автомобилей, автобусов и даже моторикш. Европа также набирает обороты. Автомобили на метане ездят в Италии и Германии.

Всего в мире насчитывается 85 моделей газовых автомобилей мировых автопроизводителей, работающих на природном газе. Российские производители также начали развивать это направление. Однако выбор пока ограничен. Газовые модели есть у ЛиАЗа, ПАЗа, КамАЗа, НЕФАЗа. У АвтоВАЗа имеется газовая Lada Priora.

..............