Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
14 сентября 2011, 22:35 • Экономика

«Традиционные меры не помогут»

Валерий Пивень: Россия избежит беды благодаря дорогой нефти

«Традиционные меры не помогут»
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

«Источник проблемы серьезней и масштабней, чем был в 2008 году. Все-таки с банкротством государств в 2008 году рынок не сталкивался», – так прокомментировал возможные последствия нового финансового кризиса в еврозоне начальник аналитического отдела Пробизнесбанка Валерий Пивень.

Международное рейтинговое агентство Moody's в среду снизило рейтинги двух крупнейших французских банков: Societe Generale и Credit Agricole. На пересмотре с возможностью понижения рейтинга стоит BNP Paribas.

Сейчас кризисная ситуация читается, просчитывается, очень многое заранее делается для того, чтобы не допустить развития ситуацию по худшему сценарию. Это, на мой взгляд, ключевое отличие от кризиса 2008 года

Ситуация с французскими банками уже давно вызывала обеспокоенность у инвесторов в связи с падением их капитализации и долговым кризисом в еврозоне. С середины 2011 года крупнейшие европейские банки объявили о планах по сокращению 70 тыс. рабочих мест, сообщало агентство Bloomberg. Действия рейтинговых агентств заставляют экспертов снова говорить о новой волне финансового кризиса.

Грозит ли еврозоне банковский кризис, насколько серьезней окажутся его последствия по сравнению с 2008 годом, в том числе и для России, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал начальник аналитического отдела Пробизнесбанка («Лайф Капитал») Валерий Пивень.

ВЗГЛЯД: Международное рейтинговое агентство Moody's в среду снизило рейтинги двух крупнейших французских банков и в ближайшее время может объявить о снижении рейтинга еще одного банка. В последнее время наблюдается снижение капитализации европейских банков. Это говорит о новой волне кризиса в банковской системе Европы? В чем его причина?

Валерий Пивень: Понижение рейтингов различных банков – сейчас закономерный шаг. Французские банки и ряд других европейских финансовых организаций имеют в своих портфелях большое количество облигаций стран еврозоны, в том числе греческих бондов. Качество этого долга снижается, что приводит к снижению качества активов банков. В этой ситуации вполне логично предположение рейтинговых агентств, что  у банков ухудшаются возможности платежеспособности по обязательствам.

Признаком кризиса является не рейтинговое событие, а то, что происходит в Греции с долговыми обязательствами. Снижение рейтингов означает, что кризис на рынке еврооблигаций  постепенно начинает распространяться на частный сектор.

ВЗГЛЯД: То есть у европейских стран много гособлигаций периферийных стран, и их дефолт вызовет цепную реакцию и приведет к банковскому кризису в Европе?

Валерий Пивень, начальник аналитического отдела Пробизнесбанк («Лайф Капитал»)(фото: uptrade.ru)

Валерий Пивень, начальник аналитического отдела Пробизнесбанк («Лайф Капитал»)(фото: uptrade.ru)

В. П.: Именно так. Причем это вызовет не только банковский кризис, но и кризис во всех организациях, которые сейчас так или иначе работают с еврооблигациями, в частности речь идет о страховщиках.

ВЗГЛЯД: Чем новый банковский кризис отличается от кризиса 2008 года?

В. П.: На мой взгляд, главное отличие заключается в том, что кризис 2008 года оказался сюрпризом, никто не предполагал таких серьезных последствий. Ожидали, что будет некая встряска, что-то пострадает. Но после банкротства Lehman Brothers оказалось, что все должны всем и реально ни у кого нет денег.

Сейчас кризисная ситуация читается, просчитывается, очень многое заранее делается для того, чтобы не допустить развития ситуацию по худшему сценарию. Это, на мой взгляд, ключевое отличие от кризиса 2008 года.

Проблема Греции долгоиграющая, о ней знают уже давно. Все действия, которые принимаются на рынке, уже закладывают риски банкротства Греции. В любой рыночной цене есть дисконт с поправкой на дефолт. В этом году IPO либо отменяются, либо идет размещение по нижней границе. Банки по-прежнему с осторожностью выдают кредиты, что должно способствовать улучшению внутреннего качества финансовых активов. Российский рынок в значительной мере вложен в рублевый долг высокого качества, портфель активов выглядит уже по-кризисному. Это говорит о том, что рынок готовится, создает подушки безопасности, новый кризис уже не будет неожиданным.

Еще одно отличие заключается в том, что частный сектор на этот раз чувствует себя нормально. Источник проблемы более очевиден и понятен, поэтому банки лучше готовы к кризису.

С одной стороны, ситуация сейчас лучше, потому что к ней все готовятся, но с другой – может оказаться еще хуже из-за того, что сам источник проблемы серьезней и масштабней, чем был в 2008 году. Все-таки с банкротством государств в 2008 году рынок не сталкивался.

ВЗГЛЯД: После того как рыночная капитализация Societe Generale SA сократилась в сентябре более чем на четверть из-за долгового кризиса в Европе, появились предположения, что банк станет объектом поглощения для иностранных банков. В самом банке, правда, говорят, что не собираются продавать активы. Что надо делать европейским банкам с падающей капитализацией, чтобы спасти себя и помочь еврозоне?

В. П.: Распродажа активов ситуацию не решит. Облигации тех европейских стран, которые вызывают беспокойство, торгуются с большим дисконтом. Продавая эти облигации, банки не выручат средств в таком объеме, который позволит им остаться на плаву и поддерживать платежеспособность.

Решение нынешнего кризиса в Европе надо искать скорее на государственном уровне. Возможно, ЕЦБ и та же Германия должны предоставить дополнительные гарантии по долговым обязательствам периферийным странам еврозоны. Необходимо вернуть европейским странам, той же Греции, платежеспособность. Если будет дефолт по греческим облигациям, то пойдет цепная реакция на весь финансовый рынок. Проблемы начнутся не только у тех банков, которые владеют плохими активами, но и у тех, кто работает с перестраховкой. Это приведет к непредсказуемому снижению стоимости финансовых активов.

Поэтому власти еврозоны должны заставить Грецию избежать дефолта, помочь перестроить внутреннюю бюджетную систему страны, чтобы Греция смогла расплачиваться по бондам. Банки в решении этой проблемы играют меньшую роль, чем государство и ЕЦБ.

ВЗГЛЯД: То есть банки ничего не могут сделать ни для себя, ни для еврозоны, весь груз проблем ложится на ЕЦБ?

В. П.: Да. Сейчас традиционные меры, которые могут применяться в данной ситуации: докапитализация банка или размещение на бирже – просто не помогут. Если не будет восстановлено доверие к банковской системе, то сами банки ничего сделать не смогут. Все, что связано с деятельностью банков, рассматривается через призму того, что в Греции произойдет дефолт и всем будет плохо.

ВЗГЛЯД: Если новая волна банковского кризиса ударит по Европе, что ждет банковский сектор России? Как Россия переживет этот кризис?

В. П.: В 2008 году под ударом оказались не только банки, но и весь мировой финансовый бизнес. Кризис, начавшийся с рынка жилья в США, для России закончился серьезным падением экономики, снижением цен на нефть, снижением поступлений в бюджет, резким укреплением американской валюты к рублю.

Можно рассчитывать, что существенного падения темпов экономического роста вообще и резкого бегства в наличность в банковской сфере в частности на этот раз России удастся избежать

Сейчас, мне кажется, Россия сможет избежать таких катастрофических последствий, в том числе благодаря высокой цене на нефть. Цена нефти Brent остается на уровне 100 долларов и, несмотря на плохие новости, ниже падать не собирается. Это хороший знак для России.

Между тем новая волна кризиса снова приведет к резкому спросу на валюту, прежде всего доллар, и от этого никуда не деться. На рынки будет оказываться давление. Пока  самый большой риск для России в том, что может начаться бегство в активы без риска. Это приведет к тому, что российские активы, прежде всего акции, пойдут на распродажу.

Еще есть риск падения национальной валюты. Но с учетом того, что мы зависим от экспорта и валютной выручки, это может быть даже не так плохо. Центробанк РФ отчасти сможет справиться с проблемой укрепления реального курса рубля.

Других серьезных рисков для России пока нет. Экономика нашей страны пребывает в устойчивом состоянии: предыдущий кризис уничтожил слабые институты и звенья. Экономика России восстанавливается медленно, но поступательно. Поэтому можно рассчитывать, что существенного падения темпов экономического роста вообще и резкого бегства в наличность в банковской сфере в частности на этот раз России удастся избежать.

ВЗГЛЯД: Как новая волна кризиса отразится на валютном рынке? Евро будет ослабевать, а доллар – расти?

В. П.: Других вариантов здесь нет. Любая валюта несет в себе риски, связанные с платежеспособностью страны-эмитента. Еврозона менее платежеспособна, чем США, в силу того, что в еврозону входят такие страны, как Греция и Италия. Евро изначально выглядит менее устойчиво. Уже сейчас наблюдается падение доверия к европейской валюте.

Многие страны будут бороться против укрепления национальной валюты, в итоге в кризис все побегут в американские облигации, золото и доллар. Однако потом все пойдет по схеме, как в 2009–2010 годах: по мере того как ситуация на рынках будет успокаиваться, позиции евро снова начнут восстанавливаться.

ВЗГЛЯД: Во время кризиса 2008 года выигравшими считались те, кто успел выйти в кэш до падения стоимости активов на рынках. Будет ли точно так же сейчас? Или инвесторы сочтут более выгодным переложить средства из кэша в акции?

В. П.: Если рассматривать Россию, то у нас острого кризиса ликвидности сейчас нет. Ситуация очень далека от той, что была в 2008 году. Конечно, спрос на ликвидность растет, но повсеместного радикального ухода в кэш не будет.

Если речь идет о рыночных активах, которые обладают большим риском, но которые можно быстро реализовать, то в случае кризиса от них, конечно, будут стараться избавиться. Однако массовой распродажи активов, в которых лучше просчитывается ситуация с возможными платежами по кредитам и облигациям, не будет.

Сейчас нет такой угрозы экономике России, как была в 2008 году, нет предпосылок, что цены на нефть опять уйдут вниз, государство станет неплатежеспособным и механизм существования национальной экономики будет подорван. Ситуация изменилась: Россия не вернулась к такой сильной зависимости от валютных заимствований частного сектора, которая была в 2008 году.

Переоценка рисков проходить будет, но пока с точки зрения здравого смысла уходить в кэш из облигаций, требовать досрочного погашения кредитов нет никакой необходимости. Поэтому мне кажется, что такого масштабного ухода в кэш, как это было в 2008 году, мы не увидим.

..............