Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

12 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
7 апреля 2010, 20:57 • Экономика

«Инвестиции придется отложить»

Что может потерять Россия в Киргизии

«Инвестиции придется отложить»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Александр Макаренко

В среду внимание всего мира приковано к драматическим событиям в Киргизии, где оппозиция всеми силами пытается свергнуть ныне действующего президента Курманбека Бакиева. Газета ВЗГЛЯД попыталась выяснить, какие бизнес-интересы есть у России в Киргизии и может ли возможная смена власти в этой стране привести к масштабному переделу собственности.

Непростой вопрос

Драматические события, происходящие сегодня в Киргизии, поневоле заставляют задаться вопросом: чем грозит российскому бизнесу в этой стране возможный уход с политической сцены президента Курманбека Бакиева?

На первый взгляд, эта тема не слишком актуальна: мол, ну какие у России могут быть серьезные бизнес-интересы в, скажем откровенно, далеко не самой экономически развитой стране региона? Однако более пристальное изучение проблемы показывает: у России есть что терять в Киргизии. Тем более что, как говорил посол этой страны в России Апас Джумагулов еще в 2007 году, в Киргизии нет ни одной стратегической отрасли, где бы не ощущалось присутствие России.

Акцент на энергетику

И в справедливости слов дипломата сомневаться не приходится. Главная отрасль киргизской промышленности, в которой особенно велика доля России, − это энергетика. К примеру, Газпром в уплату долгов Киргизии перед Россией получил в 2004 году государственный пакет (85,16% акций) крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз», добывшей в 2008 году 78 тыс. тонн нефти и 20 млн кубометров природного газа.

Присутствуют в Киргизии и такие российские гиганты, как ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». В частности, последняя в 2006 году за 88 млн долларов выкупила у компаний «Мунай Мырза» и ООО «Альянс Ойл Азия» сеть из 73 АЗС (в основном на севере страны), 11 нефтебаз с общим резервуарным парком около 105 тысяч кубометров, а также две базы для хранения сжиженного газа.

В свою очередь, «Интер РАО ЕЭС» совместно с киргизскими партнерами занимается строительством Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын. Проектная мощность станции − 1900 МВт, прогнозируемая ежегодная выработка электроэнергии − 5,1 млрд кВтч. Инвестиции же российской стороны в этот проект должны составить не менее 1,7 млрд долларов.

Есть интересы России в Киргизии и в области военно-промышленного комплекса. Так, в феврале 2009 года вице-премьер России Игорь Сечин договорился о списании долга Киргизии перед Россией в 180 млн долларов в обмен на 48% акций предприятия «Дастан» − бывшего завода «Физприборы», входившего в военно-промышленный комплекс СССР и производящего не имеющие аналогов в мире торпеды.

Но самое главное, в феврале 2009 года президентами России и Киргизии Дмитрием Медведевым и Курманбеком Бакиевым был подписан договор, согласно которому Россия предоставила Киргизии государственный кредит в 2 млрд долларов (что почти в два раза больше товарооборота между странами в 2007 году). И теоретически смена власти в Киргизии может поставить под вопрос регулярность выплат по этому займу.

Проблем быть не должно

Станет ли хуже российскому бизнесу при возможной смене власти в Киргизии? Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин утверждает, что теоретически этого произойти не должно. В общем объеме торговых операций Киргизии на долю России приходится порядка 30%, и от привязанности к нашей стране это центральноазиатское государство никуда не денется.

«Я не вижу в экономическом плане каких-то серьезных проблем. Дело в том, что если власть Курманбека Бакиева будет сброшена, то придут, скорее всего, те же люди, о которых Владимир Путин ранее сказал: «Этих людей мы знаем и не испытываем на их счет какой-то аллергии».

Тем более, отмечает Грозин, если вспомнить, что та же Роза Отунбаева (лидер парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии Кыргызстана), Омурбек Текебаев (лидер партии «Ата-Мекен» и движения «За реформы!»), а также Алмазбек Атамбаев (лидер Социал-демократической партии Киргизии) за последние пару−тройку месяцев частенько бывали в Москве.

«Очевидно, пока нет оснований думать, что они в случае победы поведут какую-то антироссийскую политику», − отмечает сотрудник Института стран СНГ. Вместе с тем эксперт уверяет, что наши инвестиционные проекты, которые связаны с энергетикой, конечно, нужно будет на какое-то время отложить в долгий ящик, поскольку появятся новые люди, с которыми нужно будет вести переговоры.

«Появится какая-то организационная неразбериха, как это всегда в таких случаях бывает. Но это будет зависеть от того, что за конкретные персоналии придут к власти», − резюмировал Андрей Грозин.

..............