Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
22 апреля 2010, 18:10 • Экономика

«Литр пива идет на пользу»

Алексей Кочетов: Литр пива идет на пользу

«Литр пива идет на пользу»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Александр Макаренко

В среду на пленарном заседании Государственная дума приняла в первом чтении проект технического регламента на пивоваренную продукцию. Резко против этого документа выступил едва ли не единственный российский производитель − «Очаково». О том, как вступление в силу этого документа отразится на пивной отрасли в целом и интересах потребителей пива в частности, газете ВЗГЛЯД рассказал президент компании «Очаково» Алексей Кочетов.

«Добавляем до 20%»

− Во время обсуждения техрегламента на пивоваренную продукцию «Очаково» выступило решительно против этого документа. Почему?

− В первую очередь новый закон не соответствует требованиям мировой практики и традициям производства пива. Но главная опасность принятия регламента в такой редакции − то, что он вскоре лишит россиян возможности употреблять качественное натуральное пиво.

Когда появилась информация, что правительство намерено внести законопроект на повышение акцизов, мы прогнозировали, что цена пива вырастет на 30%

− Звучит зловеще. Какие у вас аргументы?

− Смотрите. Внутренним законом в «Очаково» прописано, что мы не используем ненатуральные компоненты и придерживаемся классической технологии. Когда обсуждался технический регламент, там было все правильно, за исключением пункта о применении несоложеных материалов – это всевозможные растительные и сахарные добавки, которые улучшают экономические показатели. На сегодняшний день некоторые заводы используют до 80% несоложеных материалов.

− Имена назовете?

− Ну, этого я не могу вам сказать, не имею морального права, потому что это антиреклама уже. Да вы и сами можете проверить, позвонив на любой завод и спросив, что они используют при производстве.

− А у «Очаково»-то какова доля несоложеных материалов?

− Например, на «Жигули» мы добавляем до 20%.

«Против замены солода несоложенкой»

− Есть у вас такие сорта, куда вообще ничего не добавляется?

− Конечно. «Очаково» премиальное, классическое, специальное и многие другие. Кстати, в советские времена ГОСТом разрешалось применение не более 20%. И это правильно. Мы считаем, что потребитель должен употреблять не пивной напиток, а пиво.

− То есть вы против того, чтобы пиво «бодяжили» несоложеными материалами?

− Естественно! Мы против замены солода несоложенкой для удешевления продукта. Если в пиво добавляют не более 20% таких материалов для изменения вкусовых качеств, то это нормально. Производитель должен писать на этикетке точную цифру несоложеных материалов. Но для производителя это невыгодно, потому что покупатель сразу все поймет и не будет это пиво покупать.

Если мы идем по стопам развитых пивоваренных стран, таких как Германия и Чехия, то нам нельзя использовать больше 20% несоложеных материалов. Если все же используете, то надо писать, что используется более 20% несоложеных материалов и это уже не пиво, а пивной напиток.

− Но, позвольте, а как же такие популярные немецкие сорта, как «Паулайнер» и «Францисканер»?

− Тут вас ввели в заблуждение. Есть пивные сорта, например, пшеничное пиво – это совершенно другое сырье и другое пиво. Повторяю, в пиве должно быть не более 20% несоложеных материалов.

Кроме того, из-за кризиса многие заводы стали переходить на технологию высокоплотного пивоварения. Естественно, по вкусу пиво одинаковое, а по составу и наименованию уже разное. Это недопустимо, хотя и снижает затраты. Мы стараемся придерживаться немецкой и чешской технологий. Ведь пиво − это жидкий хлеб. Все эти моменты повлияли на наше решение выйти из Союза.

Кроме того, из-за кризиса многие заводы стали переходить на технологию высокоплотного пивоварения

«Предупреждали о росте стоимости пива»

− А как в других странах, например, в той же Германии? Действует ли там техрегламент на пиво?

− В Германии запрещено использование несоложеных материалов – там используется солод на 100%. У нарушителей просто отбирают лицензию. Такой закон существует уже лет 400. В Чехии тоже ограничивается применение несоложеных материалов.

− К слову, «Очаково» заявляло, что бездействие Союза российских пивоваров в отношении техрегламента стало одной из причин выхода компании из Союза. Но наверняка у вас были и другие мотивы для этого шага, например, бездействие Союза в «акцизном» вопросе?

− Когда появилась информация, что правительство намерено внести законопроект на повышение акцизов, мы прогнозировали, что цена пива вырастет на 30%. Вы знаете, что было 3 рубля, а стало 9 рублей, на эту разницу еще накручивается НДС, то есть получается удорожание не на 6 рублей, а на 7,2 рубля. Плюс еще торговая наценка опта и розницы. В результате, по факту, пиво стало дороже примерно на 30%, что ощутимо для конечного потребителя.

− А почему тогда промолчали иностранные производители, входящие в Союз?

Алексей Кочетов уверен: в случае принятия нового техрегламента полки магазинов в России заполнит «пивной напиток» (фото: corporativ.ochakovo.ru)
Алексей Кочетов уверен: в случае принятия нового техрегламента полки магазинов в России заполнит «пивной напиток» (фото: corporativ.ochakovo.ru)
− Действительно, когда мы стали говорить об угрозе подорожания пива и падения его производства, то они промолчали. Почему? Да потому, что им нельзя это обсуждать, поскольку от этого зависит курс акций. Ведь падение производства означает уменьшение прибыли, а это прямо отражается на стоимости акций.

Во время заседаний Союза мы призывали иностранных производителей выступать активнее против повышения акцизов. Но нас не поддержали, потому что нельзя было озвучивать такие параметры, которые привели бы к обвалу их акций на международной бирже. Ведь за этим гарантированно последовала бы смена руководства. А нам-то терять было нечего, поскольку мы «закрытые» и по международным биржам не гуляем.

«Через два−три года акцизы снизятся»

− Может, есть и еще какие-либо причины, по которым иностранцы промолчали?

− Да. Смотрите, солод стоит чуть более 7 рублей, а ячмень стоит всего 3 рубля. Закупая ячмень вместо солода, иностранцы стремятся покрыть издержки, которые связаны с повышением акцизов, и тем самым не допускают падения прибыли. Страдает же потребитель, которому предлагается пиво худшего качества.

Если мы идем по стопам развитых пивоваренных стран, таких как Германия и Чехия, то нам нельзя использовать больше 20% несоложеных материалов

− Какие еще отрицательные моменты, помимо повышения розничных цен на пиво, принесло с собой повышение акцизов?

− Другой стороной повышения акцизов стало снижение закупок ячменя, сокращение штата на производстве. Эту негативную тенденцию мы уже проходили в начале 90-х годов, когда только зарождались рыночные отношения.

− Как вы считаете, как будет дальше развиваться ситуация с акцизами и техрегламентом?

− Через два−три года акцизы снизятся и будут нормальными. Потому что нынешние акцизы – большой удар для отрасли, и у всех снижаются продажи. В целом рынок к концу года просядет минимум на 20%. Сейчас еще идет медленное падение.

− А как «Очаково» будет выстраивать отношения с иностранными компаниями?

− Да, никак. Они сами по себе, мы сами по себе. Будем отстаивать свою позицию на всех уровнях. Мы писали письма по техрегламенту кваса, за который сейчас тоже идет борьба, и на имя Грызлова, и на имя Путина, и патриарха Кирилла.

«Водочники ни при чем»

− Сейчас в Госдуме рассматриваются несколько законопроектов, которые ограничивают продажу пива, в частности, в ларьках и палатках. Как вы относитесь к этому?

− Я считаю, что нашим законодателям нужно обратить внимание на принятие законов, которые будут способствовать развитию экономики. Если люди будут лучше жить, то они не будут спиваться.

− А как вы относитесь к попыткам вовсе запретить рекламу пива?

− Тем, кто это предлагает, ума просто не хватает. Немцы считают, что литр пива идет на пользу. Если вы выпьете ведро воды, то вы получите отек. Вещи надо разделять. Надо понимать, почему человек пьет. По статистике, потребление крепкого алкоголя возросло с начала года на 9%. А это результат плохой жизни населения. Пропивают последнее, потому что на большее денег не хватает.

− Так, может, повышение акцизов «пробило» водочное лобби?

− Нет, сейчас я этого не могу сказать. Я думаю так: депутаты посмотрели, что на фоне кризиса бюджет пустой, а пивная отрасль хорошо развивается, и решили увеличить акциз в три раза, не просчитав последствий. Водочники здесь ни при чем.

Из чего складывается цена бутылки водки (нажмите, чтобы увеличить)

..............