Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
18 февраля 2012, 12:50 • Культура

«Халява – это принцип»

Ольга Нестерцева: Люди делятся на халявщиков и нехалявщиков

«Халява – это принцип»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

«Потенциальный потребитель музейного искусства в какой-то момент начинает рассуждать так: раз бесплатно, значит, смотреть там нечего. Этой крайности важно избежать», – объяснила в интервью газете ВЗГЛЯД замдиректора Московского дома фотографии Ольга Нестерцева, комментируя решение московского департамента культуры об обязательном регулярном дне бесплатных посещений в подведомственных департаменту музеях.

Около 60 московских музеев, находящихся в подчинении департамента культуры Москвы, с недавних пор доступны для бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца (эта инициатива столичного департамента культуры не распространяется на музеи, которые находятся в ведении федеральных структур, например, на Третьяковскую галерею или ГМИИ им. Пушкина). Данное нововведение было впервые опробовано в новогодние каникулы, а следующим бесплатным днем в музеях станет 19 февраля. Газета ВЗГЛЯД обратилась за комментариями к замдиректора Московского дома фотографии Ольге Нестерцевой.

Наше общество разделено еще и на халявщиков и нехалявщиков

ВЗГЛЯД: Сотрудники некоторых музеев жалуются, что в бесплатные дни им трудно справляться с наплывом посетителей, и контраст с остальными днями кажется им слишком большим – им бы хотелось, чтобы в другое время публика тоже проявляла активность. Есть ли такая проблема у вас?

Ольга Нестерцева: В случае нашего музея я бы  не стала называть это проблемой, но контраст действительно есть. В бесплатный день посетителей в несколько раз больше, чем в тот же самый выходной день по билетам. Но, поскольку мы пока не «захлебнулись» из-за количества посетителей в бесплатный день, для нас это нормально. Ведь чем больше людей к нам придет, тем больше других людей узнает, что можно у нас посмотреть, чем заняться и как провести время. То есть увеличение потока посетителей в бесплатные дни в некоторых случаях  играет нам на руку в плане «сарафанного радио». Есть музеи, которые не приспособлены к резкому увеличению посещаемости – у них действительно могут быть большие проблемы, как с точки зрения безопасности экспонатов, так и с точки зрения обслуживания посетителей. Мы безболезненно принимаем 5 тыс. человек в сутки. Если приходит больше – это уже дополнительная нагрузка.

ВЗГЛЯД: В принципе, подобный опыт предпринимается уже не впервые – есть ведь еще летняя «Ночь музеев».

О.Н.: Да, и вот когда на «Ночи музеев» у нас было порядка 12 тыс. человек, это было действительно тяжело. Публика мешала сама себе, не могла на многие вещи нормально посмотреть. С другой стороны, это было лето, и не нужно было оставлять одежду в гардеробе, что упрощало весь процесс. Правда, в последнюю «Ночь музеев» был дождь, и люди по нашей специальной просьбе сдавали в гардероб мокрые зонты. Если бы такой наплыв был зимой, справиться с ним было бы гораздо труднее.

ВЗГЛЯД: То есть в бесплатный воскресный день поток интересующихся меньше, чем в «Ночь музеев»?

О.Н.: Однозначно меньше.

ВЗГЛЯД: Очевидно, что на бесплатных днях музеи теряют какое-то количество денег, хотя этот вопрос в департаменте культуры Москвы обещали решить.

#{interviewcult}О.Н.: Да, план заключался в том, что мы вносим информацию об итогах бесплатного дня в отчет, направляемый нами в департамент культуры, а департамент культуры каким-то образом возмещает эти так называемые убытки. То, что музей зарабатывает на билетах, идет на развитие музея, на расходы, которые не покрываются из бюджета, ведь бюджет у нас достаточно жесткий. Поэтому, если уж давать музею какие-то предписания по систематической бесплатной работе, то необходима компенсация. Иначе потом просто не будет ни новых выставок, ни новых программ.

ВЗГЛЯД: Испытываете ли вы какое-то напряжение или настороженность в преддверии 19 февраля, которое должно стать следующим бесплатным днем?

О.Н.: Мы чуть не забыли про это бесплатное воскресенье за подготовкой к фотобиеннале. Хорошо, что сегодня кассиры и администраторы напомнили всем остальным о том, что оно уже близко. Посмотрим, как оно пройдет. Судя по тому, что наш финансовый отдел не проявлял никакого волнения, в прошлый раз все прошло нормально.

ВЗГЛЯД: Может ли в ближайшем будущем потребоваться дополнительное привлечение новых сотрудников для того, чтобы обслуживать посетителей в дни необычно высокого наплыва публики?

О.Н.: Во всяком случае, мы пока не привлекали никаких волонтеров, и вообще, нигде в мире такой практики нет. На фестивалях волонтеры присутствуют, а в случае музейных помещений допуск на некоторые участки пространства все равно неизменно ограничен. Что касается лекций или занятий, то иногда какие-то группы не пользуются услугами наших экскурсоводов, а приходят со своим преподавателем, и он проводит то занятие, которое им нужно. В этом нет никакого криминала. А с запросами на те экскурсии, которые предлагаются у нас, мы вполне справляемся своими силами. Впрочем, если практика бесплатных дней приживется и поток людей увеличится на порядок, то, возможно, нам и правда придется привлекать волонтеров – просто из соображений безопасности как экспонатов, так и посетителей. Хотя я не очень представляю, как наше пространство это выдержит.

ВЗГЛЯД: В какой степени календарно фиксированное бесплатное посещение музеев соответствует мировой практике?

О.Н.: В других странах эта система не является в такой степени централизованной, как у нас. Музеи сами определяют, чего они хотят. Сами решают, делать ли им бесплатный день, длинный день или короткий, взять ли дополнительную нагрузку или закрыться для смены экспозиции. Во всяком случае, я не сталкивалась с информацией о бесплатных днях, которые бы проводились в западных музеях по распоряжению городской администрации. Лондонские National Gallery и British Museum, например, в принципе бесплатные – это крупнейшие федеральные музеи, которые содержатся на бюджетные деньги. Они бесплатны для всех – как для англичан, так и для иностранцев. А негосударственными музеями управляют либо корпорации, либо фонды, либо частные владельцы. К примеру, в Америке нет ни одного государственного музея, все американские музеи либо частные, либо фондовые. Понятно, что небюджетными учреждениями никто не может руководить извне, в том числе и давать им какие-либо директивы по поводу свободного посещения или количества выходных. График работы там обычно определяется управляющим фондом в лице попечительского совета или другого подобного органа. Бесплатные дни есть в некоторых музеях Италии, например, в римском музее дель Корсо. Но чтобы объявили какую-то акцию, обязательную к проведению во всех музеях по определенным дням – такого нигде нет. Так что мы в этом смысле, по-моему, опять впереди планеты всей.

ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете данную инициативу московского департамента культуры в общем и целом? Чего в ней больше – преимуществ или рисков?

О.Н.: Вообще-то при бесплатном посещении часто проявляется определенная тенденция: сначала посещаемость резко возрастает, а затем резко падает. Грань между позитивным и негативным результатом здесь очень тонкая. Зайдя в ту же National Gallery, вы будете ходить там в одиночестве, если только ваш поход не придется на пик летнего туристического сезона. Местные жители вообще перестают туда ходить. Потенциальный потребитель музейного искусства в какой-то момент начинает рассуждать так: раз бесплатно, значит, смотреть там нечего. Этой крайности важно избежать, хотя московским музеям эта опасность пока не грозит. Раньше у нас было два бесплатных дня – День культурного наследия Москвы 18 апреля и День музеев 18 мая. Для этих дней были специальные программы, позволявшие показать то, что не всегда удается показать при работе в обычном режиме. А регулярные бесплатные дни – это, я считаю, очень правильное решение, позволяющее активизировать людей, особенно тех, которые не всегда имеют возможность пойти в музей. Притом что наше общество разделено еще и на халявщиков и нехалявщиков.

ВЗГЛЯД: То есть?

О.Н.: Существуют люди, которые в бесплатные дни специально приходят на два часа раньше, платят за вход и идут в залы до начала массового наплыва, чтобы им никто не мешал. Но есть и совсем другой подход. Среди идущих на  «Ночь музеев» много тех, кто принципиально отводит себе на музей 15 минут, как бы ставит себе галочку – пробежался, посмотрел. Не потому, что не могут иначе, а потому, что не хотят. Халява – это принцип.

..............