Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
5 мая 2010, 16:43 • Культура

Под сапогом у прекрасного

Наль Подольский. Книга о взбесившейся культуре

Под сапогом у прекрасного
@ vavilon.ru

Tекст: Кирилл Решетников

Рисуя антиутопические картины будущего, писатели нередко изображают социальные эксперименты, подразумевающие попрание культурных ценностей. На этом фоне антиутопия Наля Подольского «Время культурного бешенства» выглядит, казалось бы, странно: здесь рассказывается о диктатуре искусства и ее последствиях. Получается с одной стороны – смешно, с другой – страшно. И хорошо еще, что Подольский замахнулся на всевластие классического, а не современного искусства.

Книга Подольского необычна не только в плане тематики. Здесь нет большой сюжетной конструкции, нет драматичной приключенческой канвы – всего того, что должно быть в классической антиутопии. Роман представляет собой цикл зарисовок, собрание как бы разрозненных сведений об одном историческом моменте, ворох гротескных архивных свидетельств. В результате при чтении этого текста можно посетовать на что угодно, только не на тяжеловесность. Все это похоже на странную легкомысленную шутку. Но даже в самой странной шутке есть доля правды.

– Я же, блин, объясняю, я – сварщик! – Вы явно не понимаете, на каком витке культуры находится наше общество

На дворе – вторая половина XXI века или, как сказано в повествовании, лето сто пятьдесят первое со дня сотворения «Черного квадрата». Миром правит культура, на первых ролях – живопись и классические музыкальные жанры. В уголовном кодексе видное место занимает статья «Враг искусства» с разделами «Враг балета», «Враг музыки» и «Враг живописи», а Мариинский театр и Русский музей выросли в могущественные корпорации. Прием на любую работу сопровождается экзаменом по искусству. Вот как это выглядит в изложении недовольного положением дел члена КПРФ:

«Допустим, нанимается работяга на завод. Документы в порядке, квалификация соответствует – иди и трудись? Ан нет, сперва сдай-ка культурный минимум. Сидят в комиссии господа утонченные, холеными пальчиками бумажки перекладывают.

– Скажите, пожалуйста, какие балеты Стравинского знаете?
– Будьте любезны, перечислите известные вам полотна Вермера Делфтского.

Роман вовсе не выглядит устаревшей постмодернистской игрой (обложка)
Роман вовсе не выглядит устаревшей постмодернистской игрой (обложка)

Парень начинает потеть:
– Да не знаю я ни Вермера, ни Делфтского! Я сварщик.
– Извините, но вы не соответствуете уровню, – картавит председатель.
– Я же, блин, объясняю, я – сварщик!
– Вы явно не понимаете, на каком витке культуры находится наше общество».

В эту не столь уж невероятную реальность вплетается вариация на хрестоматийную фантастическую тему: задавленному культурой Петербургу угрожает нашествие машин. Но история вовсе не про роботов; виной всему опять-таки искусство. Возле скопления старой бронетехники, постепенно образовавшегося где-то на Карельском перешейке, балетные начальники устраивают помпезное хореографическое действо. А где балет, там и живопись: постановку опрометчиво дополняют показом гигантской репродукции приснопамятного «Черного квадрата». Гипнотические токи, испускаемые шедевром супрематизма, оказывают роковое воздействие на дремлющее военное железо: танки сами собой приходят в движение и стройной колонной идут на штурм Северной столицы.

Во «Времени культурного бешенства» еще очень много смешного: богема, продуктивно взаимодействующая с военными, будни художника в сумасшедшем доме, мусульмане, увидевшие в «Черном квадрате» крамольное изображение Аллаха, а также религия Великого Вакуума, представляющая собой наиболее радикальное воплощение идеи монотеизма.

Самое удивительное в этом сочинении то, что оно вовсе не выглядит устаревшей постмодернистской игрой. Скорее, это иронические заметки на полях культурного процесса. Но заметки, удивительно приятно написанные и как бы невзначай складывающиеся в небольшую, но остроумную и отнюдь не бессюжетную историю, которую не стыдно назвать романом, причем романом актуальным.

Книга эта, в частности, о том, какая страшная вещь культурный престиж.

Читая Подольского, вдруг ловишь себя на странной как будто бы мысли, что современные романы о грядущих социально-политических ужасах, возможно, бьют мимо цели. Люди, может быть, и не купятся на самые безумные идеи политиков и авантюристов-модернизаторов, ибо против их риторики у населения вырабатывается иммунитет – не в последнюю очередь благодаря знакомству с классическими антиутопиями. От политики все устали, социальным проектам не доверяют. От соблазнов генной инженерии и тому подобных научных искушений авось спасет приверженность человека основам своей природы. То ли дело культура – сущность чистая и возвышенная, а также культурная элита, служащая высокому и наставляющая серую массу!

Между тем если бы власть, например, вдруг попала в руки нынешней арт-тусовки, то нам бы пришлось иметь дело кое с чем покруче потешного диктата музыки и живописи, описанного Подольским.

Можно, кстати, посоветовать автору идею продолжения «Времени культурного бешенства»: речь в нем должна идти о всевластии не классического и не модернистского, а так называемого современного искусства. Правда, тут неизбежна жанровая модификация, ибо из этого, в принципе, может получиться только хоррор.

..............