Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
1 апреля 2007, 17:42 • Культура

Пост-синдром

Пост-синдром

Tекст: Максим Шульц

Те, кто не попал на большинство выставок Второй Московской биеннале, – кусайте локти, ибо биеннале прошла, а вернется не скоро – ровно через два года. Те, кто попал на все выставки и остался недоволен увиденным, – радуйтесь, ибо событий подобного масштаба в ближайшее время не предвидится и, соответственно, такой концентрации раздражающих объектов тоже не будет.

Тем же, кто не обошел экспозиционные площадки отнюдь не в силу идеологических причин, но исключительно из-за собственной лени (и при этом на склоне лет хочет рассказать внукам о сенсациях российской арт-сцены начала третьего тысячелетия), мы советуем хотя бы прочитать этот текст – как раз для того, чтобы было о чем вещать, сидя в кресле-качалке на веранде собственной виллы.

Топ-5 лучших:

Марк Бийл. Горящий мир (проект LeftPop)
Марк Бийл. Горящий мир (проект LeftPop)
Пипилотти Рист в Государственном музее архитектуры им. Щусева

Джон Сибрук считает, что работы Рист идеально иллюстрируют «искусство, созданное из дискурса рекламы». Фильм Рист – реклама автора, подобно тому как клипы MTV – реклама музыки. Зрителю же предоставляется чисто эстетическое наслаждение от видеоинсталляции «Пей мой океан», где автор привычно выступает в роли сценариста, режиссера, оператора и главного персонажа. Собственно, это десятилетней давности видеоклип на песню Криса Айзека Wicked Game (причем сама песня перепета художницей). Наверняка, конечно, найдутся желающие вопросить: «А бездны где?» и возмутиться излишней легкомысленностью признанного классика мирового видеоарта. Однако слишком велик соблазн погрузиться – пусть только взглядом – в ультрамариновую океанскую воду вслед за соблазнительной Пипилотти.

«Мы – ваше будущее» на Винзаводе

Яркий пример искусства, унаследовавшего проигнорированные евроцентричным Западом традиции, антиклерикального, антиконсюмеристского, антиамериканского или иного анти- толка. И надо сказать, что такое искусство выглядит гораздо более бескомпромиссным, чем работы спецпроекта «Верю», например. Кстати, «Верю» не удостоился места в предыдущем топе просто потому, что в нем только пять мест. Вот было бы шестое – и невнятный, плохо продуманный с точки зрения концепции «Верю» оказался бы именно на нем.

«Игры разума» Ильи Чичкана и «Синих носов»

Бодрая такая арт-физкультура, да и вообще – кто откажется забросить баскетбольный мяч в сетку, вбитую в лоб Фрейда?

«Пьер и Жиль» в Манеже

На живых классиков не посмотреть – грех, все равно демонстрацией их работ достанут в Интернете, рассказами об их выставке – в теле- и радиопрограммах, а впечатлениями обязательно будут мучить друзья. Тут уж и вправду было лучше сходить и посмотреть. Тем более что по степени эстетического совершенства (категория из разряда сомнительных, но все же) с дуэтом Пьера и Жиля не может потягаться ни одна выставка биеннале.

«Населенные пункты» Александра Бродского в Музее современной истории России

Один из самых известных современных архитекторов России смотрелся на биеннале получше записных художников. Самое интересное, Бродский начинал архитектурную карьеру как художник, а вернулся в искусство как архитектор.

Топ-5 худших:

Пипилотти Рист. Пей мой океан
Пипилотти Рист. Пей мой океан
«Взаимодействия» в бывшем музее Ленина.

Работы Бочковой, Ковылиной и Носовой призваны иллюстрировать коммуникацию как отсутствие взаимодействия, контакта, как своеобразные «трудности перевода» индивидуальных языков, то есть отсутствие взаимопонимания. Задача выстраивания взаимоотношений с внешним миром и сопровождающие этот процесс трудности, обостренный индивидуализм в современном мировоззрении – все это звучит неплохо, но безнадежно скучно. Каждый, кто единожды ощутил собственное одиночество в переполненном вагоне метро, не стремится повторить этот опыт. Поэтому различные взгляды, предложенные в рамках проекта, кажутся лишь ненужным муссированием проблемы.

«Мыслящий реализм» в Государственной Третьяковской галерее

Идея выставлять классику актуального искусства рядом с просто классикой уже успела найти своих поклонников на Западе, но для России это первый эксперимент. Исполнение-то все и подвело: никто не решился повесить новые работы в залах рядом со старыми, был избран компромиссный вариант – переместили несколько старинных произведений в зал, выделенный для выставки. И этот отдельный зал, где картины XIX – начала ХХ веков висят бок о бок с искусством второй половины прошлого столетия, не дает того ощущения диалога, на которое уповали организаторы. Видимо, программа по преодолению стереотипов в истории искусства пока что терпит в России поражение.

«Американское видеоискусство начала третьего тысячелетия» в ЦУМе

На открытии биеннале казалось, что работы, представленные в ЦУМе, хороши – просто их мешает оценить кошмарная по своим размерам толпа, вооруженная стаканами с водкой, смешанной с клюквенным (нет, не соком) морсом. Но при внимательном просмотре выяснилось, что огромное скопление народа является лучшим фоном для проекта – по крайней мере, не различаешь деталей. Страшная беременная старуха, бодро трясущая своими телесами, и по сей день снится автору этих строк в самых жутких кошмарах.

Left Pop («Возвращаясь домой») в Московском музее современного искусства

Идеей было показать, как массовая культура искажает, трансформирует в общепринятые штампы протестное эстетическое поле. В качестве такого поля взята ранняя левацкая политическая идеология. Только вот реализация идеи – в виде реконструкции «Московского дневника» Беньямина – идет хоженой-перехоженной в современном философском комментировании тропкой. Ну а красочно проиллюстрированная тема секс-туризма в постсоветской Москве, кажется, актуальна на сегодняшний исключительно в сериалах, идущих в дневное время.

Matter & Memory на Винзаводе

Понятно, что Московская биеннале – неплохая стартовая площадка для европейских художников. Притащить в столицу России два десятка выпускников художественных вузов – отличная идея, но нельзя же везти столь откровенный плагиат.

..............