Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
25 февраля 2006, 15:02 • Культура

Миром правит нефть

Кинопремьеры: «Сириана» - миром правит нефть

Миром правит нефть
@ www.imdb.com

Tекст: Александр Фолин

Одна из самых любимых кинематографистами тем – невидимые нити, связывающие в этом мире всё и вся. Сценариста Стивена Гэна можно по праву считать певцом этой темы. Пять лет назад он взял «Оскар» за сценарий драмы «Траффик», в которой судьбы многих людей плели узоры вокруг наркотиков. «Сириана» – своеобразный сиквел, проходящий под девизом «Миром правит нефть».

Дебютировав в режиссуре мистическим триллером «Покинутая», Гэн выдержал трехлетний перерыв и выдал на гора фильм, вполне способный соперничать с оскароносной лентой Стивена Содерберга.

«Сириана»

Кадр из фильма «Сириана» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Сириана» (www.imdb.com)

Основных линий в фильме три. Обрюзгший бородатый агент ЦРУ Боб Барнс, столько лет проработавший под прикрытием в арабских странах, что в пору думать на фарси, к старости оказывается в довольно трудной ситуации. И формальное повышение может стать для него крахом карьеры. Шанс исправить положение есть, но то, что ему надо сделать, – едва ли не самая омерзительное, во что ему приходилось вляпываться.

Талантливый финансовый аналитик Брайан Вудман тоже переживает не лучшие времена. Он получает неплохое предложение, но эта работа становится причиной трагедии в его семье, а потом и распада оной. Наконец, по уши в дерьме и пакистанский рабочий, отправившийся на заработки, но быстро попавший под сокращение. Слоняясь без дела, он забредает в медресе, где его ловко обрабатывают арабские экстремисты.

Как уже было сказано выше, все три линии завязаны на нефти. Нефти, которую правильно было бы писать с большой буквы. Потому что речь идет о черном золоте, количество которого кружит голову. Ради него убивают людей, и Джордж Буш лично звонит арабскому шейху, пытающемуся заключить сделку, крайне нежелательную для США.

Последнее особенно впечатляет. За последнее время это уже далеко не первый фильм, в котором прямым текстом говорится об агрессивной внешней политике Соединенных Штатов, запустивших свои грязные лапы практически во все, до чего смогли дотянуться. Но доселе как-то обходилось без конкретных имен. Да и не поднималась тема прямой связи между большим бизнесом и политикой.

То, что Голливуд говорит об этом, – замечательно. Значит, демократические свободы, о которых так любит говорить Буш, действительно в некоторых случаях работают. Или им позволяют работать. Что хуже, но и на том спасибо.

Впрочем, бог с ней – с политикой. В конце концов, фильм ценен не этим. В отличие от насквозь конъюнктурного «Столкновения», написанного и снятого в точности по той же схеме, «Сириана» глубже, интереснее, честнее и лучше сыграна и снята. Тем обиднее, что киноакадемики оценили лишь сценарий и игру Клуни, в то время как лента Хаггиса номинирована в шести категориях, включая «Лучший фильм».

Работа Стивена Гэна – еще один парафраз на тему «эффекта бабочки». Собственно, за применение теории хаоса к экономике уже выдано несколько Нобелевских премий. Гэн трактует ее шире – страшно подумать, на сколько жизней может повлиять один звонок, но еще более страшно при мысли, что причиной этого звонка может стать любая ерунда.

«Матадор»

Кадр из фильма «Матадор» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Матадор» (www.imdb.com)

Если бы мистер Рэнди знал, что это фактически лишит его лучшего киллера, он никогда не стал бы поздравлять Джулиана Нобла с днем рождения. Тот и забыл о том, что настал день тортов, свечей и подарков. Тем более что нет никого, кто бы мог их ему подарить. В отчаянии Джулиан перерыл всю записную книжку и только тогда понял, что, давно разменяв пятый десяток, он так и не нажил друзей.

И вот стареющий киллер сидит в мексиканском баре и тупо надирается. На счастье, рядом оказывается еще один американец – неудачливый бизнесмен Дэнни Райт. Казалось бы, между Джулианом и Дэнни нет ничего общего, но два лузера всегда найдут точки соприкосновения. Особенно, если они соотечественники, встретившиеся в чужой стране. И так уж случилось, что в этот момент они могли помочь друг другу не только словом, но и делом…

У Ричарда Шепарда получилось столь странное кино, что дать ему однозначную оценку довольно трудно. Начнем с того, что комедийная составляющая фильма, держащаяся, в основном, на Пирсе Броснане – что уже само по себе занятно, – периодически выделывает совершенно дикие коленца. Особенно показателен начальный эпизод с голым Джулианом, красящим себе ногти на ногах в сиреневый цвет. И несколько мгновений ближе к финалу, где этот седеющий мужчина с дурацкими усиками на лицемерной физиономии, одетый в форму чирлидерши, застывает в нелепом прыжке.

Нельзя оставить без внимания и разного рода инсинуации, как то подозрительно похожие на джулиановские усы, которые отрастил Дэнни. Глядя на это, невольно заподозришь, что тогда в Мексике эти двое помогли друг другу поистине всем, чем могли.

Между тем, Шепард постоянно кидается в сентименты, которые не оставляют сомнений в том, что Нобла он во многом списал с себя. И все эти смешные и трогательные моменты вполне могли бы сложиться в бесспорно замечательный фильм, но бетон оказался жидковат. «Матадор» разваливается на отдельные удачные моменты. В промежутках же плечи зрителей обречены застыть в позиции, на языке жестов означающей сильное недоумение.

«Хостел»

Кадр из фильма «Хостел» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Хостел» (www.imdb.com)

Два молодых американца Пэкстон и Джош отправляются в Европу. В слепой надежде найти там что-то, что заставит их почувствовать вкус к жизни. Звучит красиво, но на деле маршрут их оказывается на редкость банальным. Поездка должна была увенчаться наркотрипом по злачным местам Амстердама, но им рассказывают о словацких красотках, удовлетворяющих любой сексуальный каприз буквально за даром. Пэкстон и Джош воодушевляются и, прихватив своего случайного попутчика исланца Оли, отправляются в Братиславу. На свою беду…

Эли Рот, если судить по «Хостелу» и его широкоэкранному дебюту, хоррору «Лихорадка», – парень, обладающий эстонской неспешностью. Его новый фильм похож на товарняк – он так медленно раскачивается, что можно с легкостью соскочить с подножки, чтобы пописать или, наоборот, купить пивка, а потом успеть заскочить обратно. Причем, это не экспресс – по пути поезд делает несколько остановок.

Начинается история весьма мило, и невольно вызывает в памяти безбашенную молодежную комедию «Евротур» – у ее героев даже маршрут был тем же. Но в какой-то момент «вечер перестает быть томным», и мы уже видим сначала драму, а потом и триллер. Конечной же становится жутко кровавый хоррор, который не пугает лишь по той простой причине, что снято все из рук вон плохо.

Можно даже не говорить об отсутствии логики в поведении героев, об идиотски выстроенных диалогах, о куче совершенно нелепых персонажей. Основная проблема фильма – в отсутствии пресловутого саспенса. Здесь и не пахнет нагнетанием атмосферы ужаса. Просто в какой-то момент – хлоп – и на вас выливается 567 литров крови.

Зрелище у Рота получилось совершенно необязательное. После просмотра в голове остается лишь один вопрос: хорошо это или плохо – то, что русские в пять раз дешевле американцев?

«Сириана» (Syriana)
Звезды – Джордж Клуни, Кристофер Пламмер, Мэтт Дэймон, Крис Купер, Аманда Пит
Жанр – драма
Про что – про трех совершенно разных людей, чьи судьбы, так или иначе, зависят от нефти.

«Матадор» (The Matador)
Звезды – Пирс Броснан, Грег Киннир, Хоуп Дэвис, Филип Бэйкер Холл
Жанр – криминальная комедия
Про что – про странную дружбу киллера, у которого все валится из рук, и бизнесмена, дела которого тоже оставляют желать лучшего.

«Хостел» (Hostel)
Жанр – ужасы
Про что – про двух американцев и одного исландца, путешествующих по Европе в поиске невероятных сексуальных утех, но нашедших лишь очень большие проблемы.

..............