Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
23 мая 2017, 10:21 • Авторские колонки

Сергей Худиев: Это результат согласия между католиками и православными

Сергей Худиев: Это результат согласия между католиками и православными

Прибытие мощей святителя Николая в Москву привлекло общее внимание и вызвало самые разные реакции – от восторга до раздражения, от глубокой вовлеченности до полного непонимания. Мне стоит попытаться рассказать о том, как это событие выглядит в глазах верующих.

Для православных (как и для католиков) почитание святых – органическая часть общей картины мироздания, и для того, чтобы понять, как православные видят прибытие мощей святителя Николая, эту картину стоит кратко напомнить.

Возможно видеть друг в друге трагически разделенных, но родных братьев

Бог, Святая Троица, очень-очень счастлив – «блажен», как говорит церковное слово. Он обладает полнотой жизни, радости, любви, общения – потому что Бог есть не космическое одиночество, а Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух.

Из чистой щедрости Бог желает разделить свою жизнь, любовь и радость с сотворенными им существами – ангелами, людьми, мирозданием в целом. Вселенная создана как бы единой счастливой семьей, глава которой – Бог. Но в этой семье произошел трагический разрыв – грехопадение. Часть ангелов, а потом и люди, злоупотребили своей свободой, чтобы отпасть от Бога.

С тех пор Бог действует в мире, чтобы вернуть людей к той жизни вечной и блаженной, для которой Он их создал. Центральные события истории спасения состоят в том, что Сын Божий стал человеком в лице Иисуса Христа. Как человек, Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Но на этих событиях история не заканчивается; Христос создает Церковь, и Его действие продолжается в мире через Его верных.

Люди, стоящие в очереди, стремятся не просто пройти эти несколько сот метров – а взойти на другую духовную ступень в своей жизни (фото:Артем Геодакян/ТАСС)

Люди, стоящие в очереди, стремятся не просто пройти эти несколько сот метров – а взойти на другую духовную ступень в своей жизни (фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Каждый епископ, священник, монах или мирянин, достойно несущий свое служение, соучаствует в спасительном замысле Бога о мире. Это тем более верно в отношении святых – людей, проявивших особенную преданность Богу.

Причем деятельность святых не заканчивается с их физической смертью; уже будучи жителями Небесного града, они продолжают свое служение Богу и людям, подобно тому, как в большой семье отец поручает старшим детям заботиться о младших. Мы верим, что святые не бросили нас, перейдя на Небеса, но, напротив, приобрели новые возможности нам помогать.

Поэтому с самых ранних времен в Церкви существует почитание святых как наших небесных друзей и помощников и почитание их мощей. Мощи – это, прежде всего, телесные останки, но не только, это то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Обычно мощи святителя Николая хранятся в итальянском городе Бари, в посвященной ему католической базилике. Нынешнее посещение – результат согласия, достигнутого в этом вопросе между православными и католиками.

И это тоже очень важно – тысячелетнее разделение между Церквями, которые поклоняются одному Богу и часто чтут одних и тех же святых, – это большая печаль для верующих и большой соблазн для внешних.

Конечно, говорить об объединении Церквей едва ли возможно – слишком много накопилось различий и в церковном устройстве, и в том, как мы понимаем те или иные стороны нашей веры. Но возможно – и это происходит – признание нашего общего наследия, Евангелия и первого тысячелетия церковной истории.

Возможно видеть друг в друге трагически разделенных, но родных братьев. Возможно вместе трудиться над сохранением нравственных ценностей, укорененных в христианской картине мироздания, вместе работать ради сохранения мира и защиты христиан там, где они подвергаются гонениям. И в этом искать помощи нашего общего святого – Николая Мирликийского.

Святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия. Теперь это часть Турции, но в те времена этот регион был греческим по языку и культуре.

Святитель Николай особо почитается как покровитель моряков и вообще путешествующих – в его житии есть эпизоды, когда он избавляет моряков от смерти. Также очень известен сюжет из его жития про то, как он тайно обеспечил приданое трем девицам – дочерям разорившегося богача – и тем спас их от скользкого пути. Эпизод с тайно подброшенной помощью потом отразился в западном образе Санта-Клауса, который оставляет подарки в чулке или носке.

Николай Мирликийский, греческий Епископ, стал любимым русским святым – «Николой», в честь которого названо множество храмов и вслед за храмами – улиц и населенных пунктов. И это – еще одно указание на вселенскость Церкви, которая объединяет во Христе верных всех времен и народов. Для православных он не просто почитаемая фигура из далекого прошлого, но кто-то родной и близкий, и очень многие верующие люди могут рассказать о его помощи.

Поэтому для верующих так важно прибытие в Москву мощей этого любимого и почитаемого святителя. Для множества людей, которые готовы стоять в очереди и терпеть немалое утомление, чтобы прикоснуться к его мощам, это свидетельство их веры.

С древнейших времен физическое путешествие к почитаемой святыне – это образ духовного, внутреннего путешествия. Паломники терпят труды и опасности пути не только для того, чтобы переместиться из одного места в другое – но чтобы измениться внутренне, приблизиться к Богу.

Так и люди, стоящие в этой очереди, стремятся не просто очень медленно пройти эти несколько сот метров – а взойти на другую духовную ступень в своей жизни. Именно поэтому верующих людей не пугает, а, напротив, привлекает некоторая трудность этого.

Кто-то из тех, кто хочет прийти, – церковные люди, кто-то только издалека приближается к Церкви, кто-то приносит к Святителю какую-то свою личную нужду – святой Николай с любовью ожидает всех.

..............