Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
2 октября 2017, 18:10 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Очень нездоровый разговор о патриотизме

Дмитрий Дробницкий: Очень нездоровый разговор о патриотизме

Дмитрий Дробницкий:  Очень нездоровый разговор о патриотизме

Самой горячей темой в США было не обострение корейского кризиса, налоговая реформа и здравоохранение. Все обсуждали конфликт игроков Национальной футбольной лиги (NFL) и республиканцев-консерваторов во главе с Дональдом Трампом.

Этот сюжет интернационален. Богатые и знаменитые люди, известные на всю страну и считающие себя даже не гордостью нации, а золотым фондом человечества – звезды, одним словом – делают нечто такое, что не нравится патриотично настроенным гражданам.

«Перестаньте немедленно!» – говорит звездам консервативная общественность. «Вот еще! Мы имеем право!» – отвечают звезды.

Дело очень быстро становится политическим. Вмешиваются общественные организации, парламентарии, политики разных уровней и профессиональные пиарщики, которые раздувают конфликт до небес.

И вот уже богатых и знаменитых обвиняют в предательстве, а их противников – в экстремизме. По ходу дела выясняется, что нечто-такое-что-не-нравится-патриотам делается на государственные деньги, и это окончательно выводит из себя простых граждан.

64% американцев согласны с Трампом в его критике футболистов NFL (фото: Ron Sachs/CNP/AdMedia/Global Look Press)

64% американцев согласны с Трампом в его критике футболистов NFL (фото: Ron Sachs/CNP/AdMedia/Global Look Press)

Маховик противостояния все раскручивается и раскручивается, вымывая из общественного дискурса любые умеренные точки зрения. И, как водится, под шум и гам большого конфликта свои делишки обделывают ловкие политтехнологи-манипуляторы, незаметно подсовывая общественному сознанию тезисы, которые раньше «продать» было попросту невозможно.

Знакомо звучит?

Нет-нет, я не стану говорить о фильме-название-которого-нельзя-произносить. Я описываю реальные американские события, происходящие сегодня. Соединенные Штаты далеко, их проблемы для нас по большей части абстрактны, и поэтому на их примере куда легче – без эмоций и личных переживаний – рассмотреть механику подобного рода конфликтов.

До сегодняшнего массового расстрела в Лас-Вегасе самой горячей темой для обсуждения в США было не обострение северокорейского кризиса, не налоговая реформа и не здравоохранение. Все СМИ, эксперты и политики обсуждали конфликт игроков Национальной футбольной лиги (NFL) и республиканцев-консерваторов во главе с президентом Дональдом Трампом.

Разумеется, речь идет об американском футболе, а не о привычном нам европейском, который за океаном называют и не футболом вовсе, а «соккером».

Чуть больше года назад игрок калифорнийской команды «Сан-Франциско 49» Колин Каперник остался сидеть на скамейке во время исполнения национального гимна.

Поначалу он давал довольно путаные объяснения своему поведению. Возможно, в самый первый раз он просто выражал свое недовольство переводом его в запасной состав.

Но либеральные СМИ, которые в то время делали все, чтобы не допустить избрания президентом Дональда Трампа, в том числе активно разыгрывая расовую карту, быстро сообразили, к какой мысли необходимо подтолкнуть спортсмена.

Через некоторое время Каперник заявил, что не встает при исполнении государственного гимна в знак протеста против полицейского произвола в отношении чернокожих американцев.

В одном из интервью он заявил, что просто не может уважать страну, в которой «на улицах валяются трупы, а убийцы получают оплачиваемый отпуск (имеется в виду отстранение от службы на время расследования – Д. Д.) и уходят от ответа». Убийцы, понятное дело, – это стражи порядка.

Футболист однажды даже вышел на поле в носках, на которых полицейские изображались в виде свиней – так, как это делают чернокожие активисты из движения Black Lives Matter.

Следует заметить, что правила Лиги (и правила эти являются составной частью каждого контракта с игроком) категорически запрещают политическую агитацию в любом виде.

Футболистам запрещали даже выражение солидарности с жертвами 11 сентября.

Что же касается гимна, то в правилах четко оговорено, что игрок должен стоять во время его исполнения со снятым шлемом, прижимая правую руку к груди.

С Каперником расторгли контракт, и тогда несколько футболистов – разумеется, при широком освещении прессой – выразили с ним солидарность, вставая на одно колено во время гимна (и подъема флага).

В то время конфликт удалось быстро погасить, но в 2017 году, после расовых беспорядков в Сент-Луисе (штат Миссисипи), разразилась повальная эпидемия посиделок на коленях.

Команда «Питтсбург Стилерс» вообще в полном составе осталась в раздевалке во время исполнения гимна, и лишь один ее игрок, Алехандро Виллануэва, армейский ветеран и кавалер Бронзовой звезды, вышел на стадион и салютовал гимну и флагу. Этим своим поступком он вызвал недовольство не только прессы, но и тренера команды.

Консервативные СМИ и политики стали выражать свое недовольство поведением спортсменов и бездействием NFL. Болельщики также начали освистывать протестующих атлетов, за что немедленно были названы «расистами» в эфире CNN.

Вскоре свое мнение о происходящем высказал и Дональд Трамп. На митинге в Алабаме он назвал спортсменов, не уважающих флаг и гимн, «сукиными детьми» и заявил, что на месте руководства команд давно бы уволил футболистов, не соблюдающих правила и демонстративно игнорирующих национальные символы.

Либеральные медиа только этого и ждали. Хозяина Белого дома обличали в режиме 24/7. «Трамп снова доказал, что он расист». «Трамп потакает белым супрематистам». «Президент встал на сторону нацистов и преступников в форме»…

Ну а спортсменов, отказавшихся проявить уважение к гимну и флагу, назвали «смелыми борцами за справедливость», «гордостью нации» и «подлинными патриотами».

В ответ справа в адрес футболистов посыпались обвинения в национальном предательстве.

Мол, под звездно-полосатым флагом американские солдаты «сражаются за свободу» и проливают свою кровь, так что игроки NFL, присоединившиеся к коленному флешмобу, не уважают свою страну и плюют на могилы героев.

Консервативный политический обозреватель Билл О’Райли в интервью телеканалу Fox News рассказал исполненную трагизма историю (историю, правда, чисто умозрительную) о том, как американские военные в Афганистане в редкие минуты передышки собираются посмотреть футбольный матч и… в слезах расходятся, увидев, как на родине не уважают флаг, обагренный их кровью.

Либералы в долгу не остались. Все разговоры о флаге, гимне, стране и военных были названы отвлечением от главной темы – «системного расизма, присущего белым американцам».

Вскоре к общенациональному спору присоединились и парламентарии. Чернокожая конгрессвумен Шейла Джексон Ли, дав гневную отповедь Трампу, присела на одно колено прямо на трибуне палаты представителей. Ее примеру последовали еще несколько законодателей-демократов.

Киноактер и либеральный активист Джесси Уильямс (тоже звезда) усомнился в самóй практике исполнения национального гимна перед спортивными мероприятиями.

В интервью телеканалу MSNBC он заявил:

«Вся эта история с гимном – надувательство. Никакого отношения к футболу исполнение гимна не имеет. Все это изобрели в 2009 году. Тогда правительство платило Лиге, чтобы привлечь в армию больше рекрутов. Чтобы больше людей участвовало в войнах и погибало.

Так что никакого отношения это не имеет ни к NFL, ни к американскому прошлому, ни к традиции. Это нужно для того, чтобы больше парней и девушек отправлялись за океан и убивали».

Не очень понятно, почему Уильямс называет 2009-й годом «изобретения» исполнения гимна перед матчами. NFL ввела этот ритуал в 1940-х, во время Второй мировой войны.

На бейсбольных матчах песня «Звездно-полосатый флаг» исполняется с 1918 года.

Тогда она еще не была утверждена в качестве национального гимна – Конгресс принял соответствующий билль лишь в 1931 году. Впервые же перед спортивным мероприятием она была исполнена в 1862 году, во время Гражданской войны.

Ну а слова гимна были написаны еще раньше, в 1814 году, Фрэнсисом Скоттом Кеем во время сражения за Балтимор в ходе американо-британской войны 1812–1814 гг. Войны, о которой у нас мало кто знает.

Так что Уильямс отчасти прав – история американского гимна прочно связана с войнами. Не с рекрутингом 2009-го, конечно, но с войнами. Впрочем, гимн любой великой державы несет в себе оттенок милитаризма.

И это понятно – большинству стран пришлось за свою историю немало повоевать. Человечество пока, увы, не доросло до вечного мира, так что для патриотов сражения предков еще долго будут важной составной частью национального наследия.

Но это не повод ставить знак равенства между патриотами и разжигателями войны. Точно так же не стоит отождествлять пацифистов с предателями. Подобного рода упрощенные представления лишь вредят миру и национальному согласию.

Но люди вроде Джесси Уильямса не думают о национальном согласии. Они хотят лишь уничтожить идеологического противника. И тут все средства хороши, а расовый вопрос – почти идеальное оружие.

Широкому зрителю мало известен актер Уильямс. Наиболее заметные его роли сыграны во второсортных сериалах и фильмах вроде «Анатомии Грей» и «Лесной хижины». Зато леволиберальной публике хорошо известен продюсер Уильямс, который в соавторстве с Лоуренсом Грантом снял документальный фильм «Не спать, или Подъем движения Black Lives Matter».

О самом движении Джесси Уильямс писал так: «Момент его создания был чрезвычайно электризующим. Black Lives Matter было прекрасно спроектированным набором приказов, лозунгов и призывов. Молодые черные люди зарядились этой энергией, и теперь их не остановить».

Что ж, довольно откровенное признание!

Чернокожую молодежь используют в политических целях. Не только ту, что живет в бедности и с готовностью выходит на протестные марши, иной раз сопряженные с насилием и погромами, но и ту, что получила от жизни все – игроков Национальной футбольной лиги.

Думаю, что спортсмены NFL и не подозревают о реальном положении дел в черных кварталах.

Но они с готовностью повторяют тезис об избирательном насилии белых полицейских по отношению к афроамериканцам.

Отношения между правоохранительными органами и чернокожими сообществами в США крайне сложны (и заслуживают, возможно, отдельной статьи), но никакой «эпидемии убийств безоружных черных молодых людей белыми полицейскими» нет и в помине.

Вслед за американским политологом Ларри Элдером приведу лишь один факт. Сегодня в Соединенных Штатах у безоружного чернокожего гражданина шанс погибнуть от полицейской пули значительно меньше, чем шанс быть пораженным молнией.

Совсем другое дело – нищета, безработица и криминогенная обстановка в местах компактного проживания афроамериканцев. Но разве помнят об этом игроки NFL?

Колин Каперник получал в год 13 млн долларов. Средняя же зарплата по Лиге составляет 2–4 млн. Теперь сравните: средняя зарплата полицейского в США составляет 40–60 тыс. в год. Немногим выше зарплата среднего посетителя матчей NFL.

А ведь билет стоит около 200 долларов. Хот-доги и содовая на стадионах тоже стоят недешево. Очень дороги футболки и прочие аксессуары с символикой команд. Чтобы простому американскому работяге привести двух сыновей на матч любимой команды, ему надо выложить 600–800 долларов. А тут миллионеры, на игру которых они пришли посмотреть, начинают свой «протест»…

Более того, заработки футболистов и доходы Лиги – это отнюдь не только деньги, заплаченные болельщиками и рекламодателями. Весь этот бизнес, содержащий безумно богатых протестующих, ежегодно получает значительные субсидии от федеральных и местных властей.

Согласно исследованию общественной организации Watchdog.org, за последние 20 лет NFL получила только на реконструкцию стадионов 7 млрд долларов из бюджетов всех уровней. Еще 3 млрд долларов налогоплательщиков было потрачено на строительство новых спортивных арен.

Немудрено, что болельщики возмутились «политической деятельностью» спортсменов. Согласно данным опроса, проведенного Remington Research Group, 64% американцев согласны с Трампом в его критике NFL.

И тут в США включился механизм, который вряд ли может сработать у нас в стране.

Люди стали сдавать купленные билеты, а рекламодатели – сокращать или вовсе отзывать свою рекламу. Даже брокеры Уолл-стрит, многие из которых являются ветеранами армии, пригрозили устроить Лиге серьезные неприятности, если коленный флешмоб не прекратится.

В прошедшее воскресенье владелец нью-йоркской закусочной провел акцию. Каждый, кто сжег перед входом в заведение кепку, футболку, шарф или любую другую вещь с символикой NFL, получил бесплатный большой хот-дог, известный в Большом Яблоке как «футлонг».

И никто – ни с той, ни с другой стороны – даже не подумал обратиться в правоохранительные органы с целью проверить действия оппонентов на предмет соответствия закону. Потому что конституция защищает обе стороны.

Сознательность американских болельщиков и бизнесменов не может не вызывать определенного восхищения, но конфликт вокруг протестующих футболистов все равно нанес обществу большой ущерб. Не в последнюю очередь потому, что им не преминули воспользоваться в своих целях политтехнологи.

Леволиберальная тусовка опять выволокла на свет Божий расовый вопрос, а значит, в очередной раз отсрочила тот день, когда проблемой чернокожих общин займутся всерьез. А значит, будет бедность, будет преступность и бесконечные бунты в черных районах.

Правые снова умудрились протащить в общественный дискурс тему «войн за свободу». Вслед за уже упомянутым нами Биллом О’Райли неоконсерваторы умудрились поставить знак равенства между патриотизмом солдат и праведностью войн на Ближнем Востоке.

В целом получился очень нездоровый разговор о патриотизме.

Одни ударились в ура-патриотизм (уж не специально ли разожжен этот огонь во время северокорейского кризиса?), другие стали утверждать, что истинными патриотами являются исключительно диссиденты. В журнале The Week появилась статья редактора издания Бонни Кристиан «Большой патриотизм отравляет Америку».

И уж само собой, весь этот спор серьезно навредил Лиге и американскому футболу в целом. Нам этот вид спорта не очень понятен, как и бейсбол – но он определенно был частью общей культуры нации, островком, свободным от политических интриг.

Теперь и этот островок отравлен. Кому-то это, видимо, выгодно. Но точно не простому американцу, за кого бы он ни голосовал.

..............