Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
5 мая 2016, 17:05 • Авторские колонки

Василий Колташов: Повторится гонка девальваций

Василий Колташов: Повторится гонка девальваций

Лишь дешевые деньги сейчас поддерживают видимость стабильности в американской экономике. Но если не ослаблять доллар, то американским товарам будет все труднее конкурировать на мировом рынке. Новости приходят тревожные.

Целая плеяда «экспертов» сделала имена на предсказании краха доллара. Некоторые предсказывали его каждый год, и по многу раз.

Американские власти больше не могут позволить себе сильный доллар

Они не обращали внимания на ситуацию на рынках. Она не имела никакого значения, поскольку миллионам россиян становится тепло на душе от слов о неминуемом крахе доллара – ненавистной зеленой бумажки, символа нашего национального унижения в 1990-е годы.

Но крах доллара все не наступал и не наступал. Не происходило и крушения Америки.

Предсказатели краха доллара, этого «проклятого фантика», ничем не поплатились за многолетние провалы своих предсказаний. Их по-прежнему активно цитируют и принимают за серьезных экономистов, не вспоминая книг с громкими шизофреническими названиями.

Зато в народе вера в возможный крах американской валюты ослабла, поскольку в последние годы она сильно выросла к рублю. Она и к евро – своему главному сопернику – также немало выросла с 2013 года.

Кажется, нет причин говорить всерьез об ослаблении «американца»...

#{smallinfographicright=789896}Однако по мере того, как доллар укреплялся, в американской экономике стали проявляться признаки второй волны кризиса.

И хотя колебаний в последние годы было немало, но волна, близкая по силе к тому, что увидел мир в 2008–2009 годах, начинает подниматься только теперь. Впрочем, казалось, что это только экономики БРИКС в компании мелких «развивающихся рынков» возвращались в состояние кризиса, а у США на их фоне все будет хорошо.

Казалось, что экономика этой страны будет медленно расти, будет подпитываться капиталами извне, а доллар останется в положении сильной валюты. И удешевление сырья как бы подтверждало это, внушая: даже девальвация юаня лишь улучшит китайский сбыт в США, что не помешает китайским закупкам американского оборудования и инструментов.

Девальвации в периферийных и полупериферийных экономиках шли с 2013 года. Доллар же укреплялся, и я советовал всем уходить в эту валюту, а не в евро. Это имело смысл, но до определенного предела. Момент истины наступил в феврале 2016 года. Цены на нефть в конце января оказались на минимуме со времени первой волны кризиса, а Китай был на грани девальвации.

Однако вместо резкого снижения курса валюты Поднебесной и дальнейшего ослабления ряда других валют в США невольно допустили ослабление своей валюты. ФРС отказалась повышать ключевую ставку, боясь нанести финансовой системе страны непоправимый урон. Выход из кризиса США закончился возвратом в него и возвратом к политике, сдерживавшей его в 2009–2011 годах.

С этим, кажется, можно спорить. Казалось бы, что особенного: денежные власти США пока не стали поднимать ставку, по которой кредитуются банки? Однако это решение накладывается на ухудшившуюся ситуацию в американской экономике, а также на странную связь между высокими ценами на нефть и относительно высоким курсом ценных бумаг в США при зафиксированном падении рентабельности корпораций.

Лишь дешевые деньги сейчас поддерживают видимость стабильности в американской экономике. Но если не ослаблять доллар, то американским товарам будет все труднее конкурировать на мировом рынке, в странах, где давно уже ослаб спрос и идет сокращение продаж.

Новости приходят тревожные. Продажи Apple упали впервые за 13 лет. В корпорации Microsoft жалуются на падение прибыли из-за ухудшения сбыта продукции. Далекие от мирового лидерства компании также заметили, что высокий курс доллара пошел им во вред.

А нынешний курс доллара все еще очень высок. С другой стороны, низкие мировые цены на сырье бьют по финансовой системе США из-за долгов сланцевых компаний, а также из-за снижения внешнего спроса. Чем слабее экспортные валюты, тем слабее спрос в периферийных и полупериферийных странах. Ослабление его шло более двух лет и породило нынешнее спекулятивное повышение цен на сырье, а заодно и ослабление доллара. Ослабление это не является законченным.

США традиционно настаивают, чтобы другие страны не девальвировали свои валюты. Но, похоже, наступает странный момент. Уже другие страны должны просить американцев не ослаблять доллар. А он ослабевает — это факт, который отлично зафиксирован соотношением валюты США с евро.

В первых числах марта за один евро давали 1,09 доллара – и это была верхняя точка для «американца» и вполне естественная нижняя для валюты ЕС. В экономике Евросоюза положение ухудшается после странных оптимистических 2013–2014 годов. И евро в 2015-м ослабевал. Но теперь он укрепляется. К маю за евро давали более 1,14 доллара.

В таком хорошем положении евро не был с 2014 года. Но правильнее сказать, что в таком плохом положении доллар не был уже давно. Видно, что для него закончился период укрепления. В последние месяцы были зафиксированы метания капиталов, уходивших из доллара даже в иену – валюту депрессивной японской экономики. И иена максимально выросла к доллару за последние полтора года. Подобное произошло со многими валютами в мире, включая и рубль. Виновны в этом развороте сами США.

Американские власти больше не могут позволить себе сильный доллар, так, словно бы мы снова оказались в мрачных 1970-х или в разгар первой волны нынешнего кризиса. С 2008 года вплоть до весны 2014 года доллар не мог укрепиться, чему мешала политика ФРС и неустойчивое состояние экономики.

Но денежные власти нашли решение в привлечении в США капиталов, убедив всех в восстановлении американского хозяйства и выгодах вложения в него, а также лучшей перспективе экономики США. В других странах перспектива выглядела неважно. Одни входили во вторую волну кризиса, другие замедлялись. А США выглядели неплохо.

Сегодня положение США уже не кажется таким уж привлекательным. Финансисты мечутся, и рады лишь возможности поиграть на повышение на рынке сырья и ценных бумаг. Если ФРС продолжит повышать ставки, в США откроется рецессия, откроется всем очевидный и всеми признаваемый кризис, который на деле уже наступил.

Сила доллара при таком сценарии будет сомнительна. Многие инвесторы будут искать другие рынки, все снова вспомнят про астрономический долг Соединенных Штатов. Но политика медленного ослабления доллара может поддержать видимость стабильности в США. Она поможет экспорту и, при ее достаточности, поправит немного рентабельность корпораций.

Девальвация доллара – его резкое и сильное ослабление – сценарий пока невероятный. Медленное ослабление доллара уже есть, и пока не видно, как оно может остановиться. Скорее в ответ на него и ради поддержания экспорта может произойти ослабление других валют, то есть повторится гонка девальваций 2008–2009 годов.

Пока же ее нет, а девальвации 2013–2015 годов были естественными – порожденными кризисом, а не умыслом властей. Если власти и шли на них, то делали это они не вполне добровольно. Сейчас перед ними стоит вопрос, копировать или нет ослабление американской валюты. Есть и другой вопрос: куда она может привести Соединенные Штаты, не попали ли они в ловушку?

Снова слабый доллар – это временная ситуация, считают одни эксперты. Другие, включая автора, опасаются, что американская валюта будет в слабой позиции долго. Причина – в провале ориентированной на экспорт реиндустриализации при сохранении сверхдешевых кредитов для банков. Эту политику вряд ли кто-то осмелится сменить до выборов в США, а что будет после, пока не ясно. До конца же осени еще многое произойдет. И это будут события не в пользу стабильности американской экономики.

..............