Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
25 апреля 2016, 12:12 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Украдут ли победу у Трампа?

Дмитрий Дробницкий: Украдут ли победу у Трампа?

После праймериз в штате Нью-Йорк все американские граждане, хоть немного интересующиеся политикой, пребывают в легком шоке. Наши эксперты-международники, как их называли в советское время, находятся примерно в том же состоянии.

Несмотря на то, что исход первичных партийных выборов в «Большом Яблоке» был более или менее ясен еще полгода назад, никто и представить себе тогда не мог, что Дональд Трамп окажется так близко к номинации в кандидаты от Республиканской партии, а Хиллари Клинтон номинация от партии Демократической дастся с таким трудом.

А у нас еще многие спрашивают: зачем, мол, нужны праймериз?..

Демократичнее могут быть праймериз. Причем праймериз с максимально сложными правилами

Недавно у меня брали комментарий по телефону в эфире одной из московских радиостанций. Ведущая бодрым голосом – с ноткой геополитического осуждения – осведомилась: что там у них в Америке за выборы такие? Зачем все эти сложности? И что может быть демократичнее прямого голосования? Я ответил: «Демократичнее могут быть праймериз. Причем праймериз с максимально сложными правилами».

Если бы главные возмутители спокойствия на нынешних американских выборах – Трамп и Сандерс – просто выставили свои кандидатуры на всеобщие выборы, они набрали бы по 10% каждый и не смогли произвести такого фурора. А уж претендовать на пост президента страны – тем более.

Но вот праймериз выходят на финишную прямую. Борьба продолжается, причем упорная, возможны любые неожиданности, но с вероятностью 90% уже можно сказать, что за пост президента Соединенных Штатов будут сражаться Дональд Трамп и Хиллари Клинтон.

Их соперники сражались достойно. Они сделали все возможное, чтобы переломить ход борьбы. Берни Сандерс не уступал Хиллари в размахе кампании. Он собрал через мелкие интернет-пожертвования рекордную сумму денег, побив таким образом главный козырь экс-госсекретаря – тугие кошельки ее богатых спонсоров.

В одном только Нью-Йорке и только на телевизионную рекламу он потратил 5,6 млн долларов, вдвое больше, чем Клинтон. Его митинги собирали десятки тысяч сторонников, он привлек на свою сторону молодежь, его критику тесных связей между верхушкой Демократической партии и воротилами Уолл-Стрит услышала вся страна, и в целом он выступил гораздо лучше, чем все ожидали.

Никто и представить себе не мог, что Трамп окажется так близко к номинации в кандидаты от Республиканской партии (фото:Jim Young/Reuters)

Никто и представить себе не мог, что Трамп окажется так близко к номинации в кандидаты от Республиканской партии (фото:Jim Young/Reuters)

Однако его отставание от лидера демократических праймериз сегодня слишком велико, чтобы надеяться на победу. Даже если во всех оставшихся пятнадцати штатах, двух территориях и Федеральном округе Колумбия он одержит уверенную победу, Хиллари Клинтон все равно наберет необходимые для номинации 2382 голоса делегатов итоговой партийной конференции.

Демократические праймериз в этом году везде проводятся по пропорциональной системе, так что, даже проигрывая, Хиллари будет продолжать набирать очки. Сегодня у нее в активе 1930 голосов, и ей нужно всего 452 голоса из оставшихся 1133, то есть примерно 40%.

Это означает, что Сандерс во всех оставшихся праймериз и кокусах должен набрать более 60% голосов, что абсолютно нереально. С другой стороны, стоит ему проиграть, скажем, Пенсильванию или Нью-Джерси (что очень даже вероятно), и дальше можно уже за результатами вообще не следить.

Среди голосов, которые собрала Хиллари, 502 – это голоса так называемых суперделегатов (всего их 712), которые получили путевку на партийную конференцию еще до первичных выборов по решению Демократического национального комитета. Если уж Сандерс собирался существенно подвинуть партию влево, делая ее платформу почти что социалистической (в европейском понимании), надо было с этими партийными назначенцами работать с самого начала… ну или выигрывать больше голосов в ходе праймериз.

Республиканскому бунтарю Дональду Трампу удалось и то, и другое. Ему удалось склонить на свою сторону и большинство партийных избирателей, и нескольких весьма влиятельных деятелей партии: губернатора Нью-Джерси Криса Кристи, авторитетного консервативного сенатора Джеффа Сешнса, бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани, христианского проповедника Джерри Фалуэлла-младшего, кумира американских правых Сару Пейлин и несколько других ключевых фигур.

Суперделегатов в республиканских праймериз нет, но партийные назначенцы есть – строго по три от каждого штата. Дружбы с руководством партии Трамп не искал, но смог за счет громкого пиара добиться его формального нейтралитета. Два первых человека партии – руководитель Республиканского национального комитета Рейнс Прибус и спикер Палаты представителей Пол Райан – всячески сопротивляются попыткам поменять правила проведения итоговой конференции, что объективно играет Дональду на руку.

И все-таки для номинации кандидатом от Республиканской партии Трампу желательно заполучить еще до конференции 1237 голосов делегатов (по тому же принципу 50% плюс 1 голос).

Сегодня, после триумфа в Нью-Йорке, у него 845 голосов. 26 апреля, в очередной «большой вторник», состоятся праймериз в пяти штатах: Род-Айленд, Пенсильвания, Мэриленд, Делавер и Коннектикут. Трамп без проблем одержит победу в каждом из них. Проблема, однако, состоит в том, что от Пенсильвании на итоговую партийную конференцию отправятся 54 делегата (из 71-го), которые формально не обязаны голосовать в соответствии с волеизъявлением избирателей.

Кроме того, Мэриленд, Род-Айленд и Коннектикут направляют делегатов как от штата, так и от избирательных округов. Если в нескольких из них Теду Крузу удастся навязать Дональду борьбу, последний может лишиться нескольких голосов.

И все же самый плохой результат для Трампа после 26 апреля – 938 голосов.

Допустим, что Круз максимально успешно справляется со своей задачей и побеждает в консервативных штатах (Индиана, Орегон, Нью-Мексико, Вашингтон, Монтана, Небраска, Западная Вирджиния и Южная Дакота). Допустим также, что Крузу удастся выиграть в последний день праймериз пару-тройку округов в Калифорнии, где также действует правило о направлении делегатов от избирательных округов.

Однако в штатах Орегон, Нью-Мексико и Вашингтон действует частично пропорциональная система. Получит ли здесь Трамп менее 10%? Вряд ли. Так что, даже проигрывая, он оставит за собой минимум 35 голосов.

Нью-Джерси Дональд выиграет вчистую, получив 51 голос. В Калифорнии, даже с учетом сделанного выше предположения о неудаче в нескольких округах, его будут поддерживать не менее 150 делегатов. Плюс никак не меньше половины из упомянутых выше 54 «свободных» делегатов Пенсильвании. Итого 1201 голос.

Формально это будет означать, что итоговая партийная конференция станет конкурентной, то есть голосование пройдет в несколько «туров», в ходе которых делегаты освобождаются от наказа пославших их на партсъезд штатов. Некоторые эксперты считают, что в этом случае у Трампа обязательно «украдут» номинацию. Но я не был бы так категоричен. А все потому, что с недавнего времени в штабе Дональда работает Пол Манафорт.

Это без преувеличения самый опытный стратег и мастер аппаратных игр во всем, что касается партийных конференций. По вопросам работы с делегатами он консультировал еще Джеральда Форда. И судя по информации из штаба Трампа, кандидат делегировал ему огромные полномочия. Мое мнение таково: Манафорта не переиграть. Так что после пары нервных дней партсъезда Трампа объявят кандидатом в президенты от Республиканской партии.

Однако я описываю самый пессимистичный вариант для Трампа. Куда более вероятно, что после 26 апреля у него будет 1189 голосов и для победы ему останется выиграть только два штата – Калифорнию и Нью-Джерси.

С другой стороны, стоит Крузу проиграть 3 мая в Индиане, и все его надежды разом рухнут. В этом случае Трамп может себе позволить потерять почти всех «свободных» делегатов из Пенсильвании и все равно перешагнуть заветный барьер в 1237 голосов.

Если Тед Круз все-таки сможет выиграть у Трампа Калифорнию, Пенсильванию, Индиану и еще пару штатов, лишив его «чистой» победы, это будет маленьким электоральным чудом. И в таком случае психологическое преимущество окажется на его стороне. Однако ему все равно придется бороться на партсъезде против Пола Манафорта.

Обыграть Пола (а значит и Трампа) – из разряда «миссия невыполнима». Если только не поменять правила игры непосредственно на итоговой конференции или еще каким-либо образом вмешаться в процесс селекции кандидатов. Но это уже будет совсем другая история…

..............