23 января, понедельник  |  Последнее обновление — 09:26  |  vz.ru

Сергей Худиев

 
Православный публицист, радиоведущий. Родился в 1969 году, в 1992 принял Святое Крещение и присоединится к Русской Православной Церкви. Постоянный обозреватель радио «Радонеж», радио «Вера», радио «Теос», публикуется на порталах «Православие и мир», «Православие.ру», сотрудничал с журналом «Фома» и «Альфа и Омега». Автор книг «Об уверенности в спасении» (2000), «Христианство: трудные вопросы» (2003) (в соавторстве с Ольгой Брилевой и Михаилом Логачевым), «О вещах простых и ясных» (2011) (в соавторстве с Мариной Журинской), и «Как доказать, что Бог существует. Краткое введение в Апологетику» (2012)

Мнения

Трамп был удивительно хмур, жесток и почти не улыбался даже на камеру. Казалось, что, закончив присягу, он тут же произнесет свое коронное: «Вы уволены! Все вы уволены!» И он действительно это произнес.
Обсуждение: 157 комментариев

21 января этого года исполнится 105 лет, как родился в городе Арзамасе Л. Л. Оболенский. Немногие вспомнят, кто это, хотя судьба этого человека многое способна объяснить из того, что происходит в наши дни, особенно на Украине и вокруг нее.
Обсуждение: 51 комментарий

Для того, чтобы вести себя мудро и осмотрительно и не визжать на каждом углу о «российской агрессии», Финляндии потребовалось две полноценных войны с СССР. Неужели эта мудрость по-другому не приходит?
Обсуждение: 46 комментариев

Калининград давно уже превратился в новое российское «окно в Европу». И в это самое «окно» раздраженные, запуганные выдуманными страхами соседи все время норовят показать кукиш, словно дворовые хулиганы.

Барак Обама воспринимал себя как президента уникального – все-таки первый президент-афроамериканец. И это самовосприятие давило его, заставляло делать необдуманные шаги. Этот кейс, кстати говоря, очень полезен для историков.
Обсуждение: 40 комментариев

В Соединенных Штатах инаугурация нового президента обещает быть «веселой». С протестами и охраной байкеров. Но это дела американские. Что же до Европы, то здесь стоит поговорить о том, чем так не угодил уходящий президент простым гражданам ЕС.
Обсуждение: 28 комментариев

Почему ориентироваться на дореволюционную культуру в двадцать первом веке – правильно, а на советскую – не очень? Потому что советская культура учит людей умирать, а дореволюционная – учит жить.
Обсуждение: 686 комментариев

В эти дни проходит знаменитый Давосcкий форум. Но интереса к нему не видно. Россия направила туда делегацию не значительную и, прямо скажем, не влиятельную. Трамп вообще проигнорировал форум. Возникает вопрос – что случилось?
Обсуждение: 38 комментариев

Некое кровавое переформатирование Америки неизбежно. Либо оно будет начато истеблишментом и элитами уже в ближайшие дни, пока легитимность Трампа еще висит на волоске, либо его придется проводить самому новому президенту.
Обсуждение: 55 комментариев

Татарский язык не умрет в одночасье, но будет все менее нужным, все менее предпочитаемым и оттого будет угасать. Так было, так есть, так будет – не только с татарским, не потому что он «какой-то плохой», такова вообще судьба языков. Изредка она обратима.
Обсуждение: 241 комментарий

Сергей Худиев: Фантомные боли СССР

13 декабря 2016, 10:10
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Двадцать пять лет назад распался СССР. Великий социальный эксперимент завершился. Реакция на эту годовщину, как правило, является привычно одномерной. Однако «советский» – это кодовое слово, которое для разных людей означает разные вещи.

Предлагается либо ликовать по поводу «падения тирании», либо оплакивать предательски погубленную врагами «весну человечества». Адепты советского и антисоветского мифа сходятся в виртуальных схватках, осыпая друг друга оскорблениями и угрозами.

«Советский» – это кодовое слово, которое для разных людей означает разные вещи»

Того мира уже давно нет, люди, которые родились в год его окончательного распада, уже взрослые – но как бывают «фантомные боли» в давно ампутированных конечностях, так и давно покойный СССР вызывает острые препирательства.

Что же можно понять в происшедшем? Идеология, на которой строился СССР, оказалась неработающей. Ее обетования не сбылись. Официальные лозунги о «преимуществах социалистического строя» под конец не вызывали ничего, кроме мрачной иронии. Люди видели, что граждане стран Запада – которые СССР должен был превосходить по всем параметрам – живут намного богаче.

СССР не был тотально закрытым обществом – и многое просачивалось. В кинотеатрах шли кое-какие западные фильмы, по телевизору показывали сериал про Скиппи – и на глаза советскому зрителю вполне мог попасться ассортимент сельпо в австралийской глубинке.

В советских фильмах несознательная девушка могла «продать Родину за тряпки» – не за большие деньги или потрясающие карьерные возможности, а именно за тряпки – что неизбежно выдавало неуспешность социалистической экономики в удовлетворении потребностей граждан. Товарный дефицит был неиссякаемой темой для горьких анекдотов.

Поэтому мне кажется одинаково неверным говорить о том, что «Запад победил в холодной войне», и о том, что «СССР развалила кучка предателей». Просто идеология – и насаждаемая ею экономическая модель – оказались неэффективными.

Давно покойный СССР вызывает острые препирательства (фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости)
Давно покойный СССР вызывает острые препирательства (фото: Анатолий Гаранин/РИА «Новости»)

Можно ли было выйти из нее с меньшими потерями? Видимо, да. Но мы уже не там – а здесь, и не можем повлиять на прошлое – а только на сегодняшнюю реакцию на него. «Советский» – это кодовое слово, которое для разных людей означает разные вещи. Между, скажем, сталинским и брежневским СССР огромная объективная разница.

Есть разница и в субъективном восприятии советского опыта. Для кого-то это воспоминания детства и юности, кружок юных натуралистов при дворце пионеров, первая поездка к морю, новогодняя елка. Для кого-то – сталинская тирания (которую он не застал) и упадок позднего застоя. Для кого-то – великая мечта о новом мире, где «человек человеку – друг, товарищ и брат», для кого-то идеологический контроль на всех уровнях и унизительный быт.

Точно так же очень разные вещи могут стоять за неприятием «советского». Кому-то в принципе не нравится идеологическая диктатура – а кому-то только то, что она диктовала не нравящиеся ему вещи. Интернационализм, а надо было этническую ненависть. Равенство – хотя бы в теории, а надо было деление на «высших» и «низших».

Люди, негодующие по поводу КГБ, могут в то же время с восхищением относиться к пиночетовской DINA, этим «мужественным людям, которые спасли Чили от коммунизма», или еще более мрачным организациям. «Антисоветскими» могут быть самые разные люди, самых разных убеждений – как и за ностальгическими симпатиями к СССР могут стоять очень разные ценности.

Точно так же очень разные вещи могут подразумеваться под «декоммунизацией» или «преодолением советского наследия». Когда толпа сносит памятник Ленину, важно не только то, что этого памятника здесь больше не будет – но и что это за толпа и чем она руководствуется.

«Преодолением совка» может называться окончательное уничтожение всяких признаков социального государства и провозглашение чистого социал-дарвинизма; избавление от любых проблесков «дружбы народов» и насаждение самых звериных форм национализма.

Клятвы в вечной ненависти к СССР отнюдь не мешают людям быть продолжателями худших советских традиций. «Антисоветчик» может быть инвертированной копией советского идеологического работника – многие, впрочем, именно ими и были в прошлом.

«Антисоветские» речи могут в точности повторять советские идеологические схемы. Вот есть линейный прогресс, магистральный путь развития человеческой цивилизации, от мрачного прошлого к светлому будущему. Вот есть лагерь прогресса, люди, которые трудятся над тем, чтобы это светлое будущее наступило. Вот есть лагерь реакции, злодеи, которые тянут нас назад.

Вот есть наша великая борьба, в которой мы не считаемся с жертвами. Потому что «наши жертвы не были напрасны», а жертвы на другой стороне вообще не следует замечать. А нечего им было быть на «неправильной стороне истории».

Точно так же, как и в советском контексте, цель публичного высказывания – это демонстрация идеологической лояльности. Только уже совсем другим людям. Но идеологическая непримиримость и нутряной страх быть заподозренным в симпатиях к врагу и идеологическом неправоверии – те же самые.

Ностальгия по СССР – или, напротив, резко негативная оценка этого периода – сама по себе очень мало говорит о человеке. Лучше обращать внимание на другое – на ценности, исходя из которых человек выносит свои оценки.

Что является определяющим? Жизнь и благополучие людей, гражданский мир, порядок и стабильность, при которой люди спокойно живут своей частной жизнью, растят детей, кормятся трудами рук своих и молятся Богу по своей вере – или очередной идеологический фантом, в жертву которому этих людей можно скармливать.

Наследие идеологической диктатуры преодолевается не тогда, когда люди находят себе новых идолов, а старых ожесточенно ломают – а когда они понимают, что идолы – это всего лишь идолы, и из-за них в любом случае не стоит ненавидеть и преследовать живых людей. Когда люди могут спокойно, не вцепляясь друг другу в глотки, говорить о делах минувших дней – потому что фантомные боли ушли.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Эдуард Диникин: Трагическая фигура русского ХХ века

21 января этого года исполнится 105 лет, как родился в городе Арзамасе Л. Л. Оболенский. Немногие вспомнят, кто это, хотя судьба этого человека многое способна объяснить из того, что происходит в наши дни, особенно на Украине и вокруг нее. Подробности...

Антон Крылов: Россия никуда не денется

Для того, чтобы вести себя мудро и осмотрительно и не визжать на каждом углу о «российской агрессии», Финляндии потребовалось две полноценных войны с СССР. Неужели эта мудрость по-другому не приходит? Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Андрей Колесник: Чем меньше заборов, тем меньше ссор

Калининград давно уже превратился в новое российское «окно в Европу». И в это самое «окно» раздраженные, запуганные выдуманными страхами соседи все время норовят показать кукиш, словно дворовые хулиганы. Подробности...

Александр Дюков: Символическое поражение прогресса

Барак Обама воспринимал себя как президента уникального – все-таки первый президент-афроамериканец. И это самовосприятие давило его, заставляло делать необдуманные шаги. Этот кейс, кстати говоря, очень полезен для историков. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Александр Чаусов: Обама, прощай навсегда

В Соединенных Штатах инаугурация нового президента обещает быть «веселой». С протестами и охраной байкеров. Но это дела американские. Что же до Европы, то здесь стоит поговорить о том, чем так не угодил уходящий президент простым гражданам ЕС. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Дмитрий Ольшанский: Это умеет только дореволюционная культура

Почему ориентироваться на дореволюционную культуру в двадцать первом веке – правильно, а на советскую – не очень? Потому что советская культура учит людей умирать, а дореволюционная – учит жить. Подробности...
Обсуждение: 377 комментариев

Михаил Хазин: Зачем Си поехал в Давос

В эти дни проходит знаменитый Давосcкий форум. Но интереса к нему не видно. Россия направила туда делегацию не значительную и, прямо скажем, не влиятельную. Трамп вообще проигнорировал форум. Возникает вопрос – что случилось? Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Владислав Исаев: Кровавое переформатирование Америки неизбежно

Некое кровавое переформатирование Америки неизбежно. Либо оно будет начато истеблишментом и элитами уже в ближайшие дни, пока легитимность Трампа еще висит на волоске, либо его придется проводить самому новому президенту. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Татьяна Шабаева: О житье-бытье на пороховой бочке

Татарский язык не умрет в одночасье, но будет все менее нужным, все менее предпочитаемым и оттого будет угасать. Так было, так есть, так будет – не только с татарским, не потому что он «какой-то плохой», такова вообще судьба языков. Изредка она обратима. Подробности...
Обсуждение: 181 комментарий

Андрей Бабицкий: Социальная справедливость как отсвет нездешнего

Адепты религии социальной справедливости должны признать, что вырастить Царствие Божие на земле не вышло ни у нас, ни у наших многочисленных последователей. Человеческое все равно прорастало через бетон тоталитарного уравнивания. Подробности...
Обсуждение: 916 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............